В ранний период китайской истории, когда культура чаепития только зародилась, не было принято использовать для чайной церемонии строго определенную посуду. Однако после эпохи Хань люди постепенно начали более пристрастно относиться к тому, какая утварь больше подходит для приготовления и употребления чая. В эпоху Тан чай вошел в повседневную жизнь, а технология изготовления чайной утвари и посуды постоянно совершенствовалась, становясь все более сложной. Известно, что еще во времена династии Суй чаши для вина и чая были керамическими, и только в эпоху Тан появилась настоящая чайная посуда, которая славилась красотой.
Разнообразие утвари в эпоху ТанПод влиянием буддийской идеологии поддержания здоровья и самосовершенствования, а также бытовавшей среди буддийских монахов традиции чаепития в эпоху Тан чай распространился по Китаю, его стал употреблять повседневно практически каждый. Люди больше, чем когда-либо, стремились превратить чаепитие в развлечение и сделать его как можно более интересным. Тогда считали, что специальная чайная утварь – это неотъемлемая часть церемонии. Изящная чайная посуда не только доставляла людям эстетическое удовольствие своим видом – как произведение искусства, – но и подчеркивала цвет, аромат и вкус чая.
К тому же основным способом приготовления чая была варка, и для нее требовалась особая утварь. Так что именно в этот период было изобретено множество приспособлений для варки чая и посуды для его питья, качество которых, как правило, было высоким. Только в «Чайном Каноне» Лу Юя описывается шесть общих видов утвари и посуды для чая:
1) приспособления для разжигания и поддержания огня;
2) котлы и чайники для кипячения воды и варки чая;
3) утварь для прогревания чая и для его отмеривания;
4) ковши, которыми черпали воду, фильтры и сосуды, в которых ее хранили;
5) сосуды, в которые наливали уже готовый чай, и сосуды, в которых его подавали на стол;
6) приспособления и емкости для хранения чайной посуды и для ее мытья.
В общей сложности Лу Юй упоминает более двадцати предметов, употреблявшихся для приготовления, хранения и подачи чая. Таким образом, можно заключить, что процесс приготовления чая в эпоху Тан был уже достаточно сложен.
Изысканная утварь сунской эпохиНесмотря на то, что в эпоху Сун чаще всего употребляли кирпичный чай, число разновидностей и объемы потребляемого чая не уменьшились, и к чайной утвари в это время предъявляли еще более строгие требования. Чайные чашки и чайники, приспособления для подогрева чая, специальные средства для поддержания огня стали не только качественее, но и более изысканными и красивыми. В «Записках о чае» Цай Сяна, жившего в период Северной Сун, упоминаются предметы, которые входили в обязательный чайный набор: приспособление для прогрева прессованного чая, инструменты для разминания и размалывания чая, чайники, чашечки, ситечки, ложечки и т. п.
Художник Южной Сун Шэн Ань на картине «Полный чайный набор» изобразил 12 предметов чайного обихода, среди которых печь для подогрева чая в чайнике, пестик, которым толкли чайную заварку, валик для ее разминания, каменная мельница для перемалывания, мерная ложка для заварки, ситечко для просеивания, веничек, которым обметали поднос, предназначенный для подачи к cтолу чашечек, уже наполненных чаем. На картине отдельно нарисованы чашечки для чая, стаканчики, из которых чай доливали в чашечки, специальный венчик для размешивания чая во время его варки и полотенца, предназначенные исключительно для вытирания вымытой чайной посуды и утвари.
Все эти предметы, имеющие эстетичный вид и обладающие превосходным качеством, появились благодаря тому, что во времена Тан и Сун во всем господствовало стремление к роскоши. Любители чая, желая похвастаться своим богатством и щегольнуть роскошью перед гостями, очень усложнили чайную церемонию. Сложившиеся тогда традиции и ритуалы, связанные с чаепитием, были обременительными и слишком сложными.
Мин. Возвращение к простотеПервый минский император Чжу Юаньчжан своим указом отменил употребление прессованного чая и повелел вместо него использовать рассыпной. В этот период люди отказались от варки и заваривания чайного порошка, перейдя к более простому способу – настаиванию чайного листа. Для вкушения чая уже не были нужны многочисленные инструменты и предметы, распространенные в эпохи Тан и Сун, и о них попросту забыли. На смену этому чайному набору пришел другой.
В эпоху Мин пили листовой чай, поэтому утвари для его хранения и обжарки уделялось больше внимания, чем раньше. Гао Лянь в труде «Восемь трактатов об укладе жизни» перечислил 16 видов предметов чайной посуды и 7 видов утвари для хранения чая – всего 23 предмета. Чжан Cяньдэ в своем «Чайном каноне», который он назвал в честь знаменитого труда Лу Юя, упоминал широко распространенные тогда 9 предметов: сосуд для первоначального прогрева заварки, сетчатый сосуд, в котором заварку опускали в кипяток, чайник для кипячения воды, чайник, в котором заваривали чай, чайные чашечки, бумажные мешочки, приспособления для промывки чая, сосуды-вазочки для чая и чайные печки.
Хотя чайные наборы эпохи Мин были очень простыми, но, как и раньше, они были выполнены в соответствии со строгими правилами, их качеству уделялось особое внимание. Все изделия в чайных наборах были из фарфора или керамики. В этот период начала распространяться слава фарфоровых изделий из города Цзиндэчжэня в провинции Цзянсу, не угасающая и в наши дни. В эпоху Мин мануфактуры Цзиндэчжэня делали чайную посуду из чисто белого фарфора или же украшали его синими узорами. Одновременно в той же провинции в городе Исин из местной глины делали знаменитые на всю страну чайники, которые не имели равных по цвету, формам и разновидностям. Они считались лучшими в Поднебесной.
Блистательная утварь династии ЦинВ эпоху Цин производство чайной посуды становилось все более технологичным, однако предпочтение по-прежнему отдавалось фарфору и керамике. Своего расцвета эта отрасль достигла в периоды правления императоров Канси и Цяньлуна. Лучшие изделия из фарфора по большей части были из Цзиньдэчжэня, где уже производили не только сине-белый и цветной фарфор, но и чайную посуду, покрытую глазурью и эмалью.
В эпоху Цин производство чайников из исинской глины унаследовало традиции предыдущего периода, но одновременно с этим получило новое развитие. Как рассказывают, начальник уезда Лиянь по имени Чэнь Маньшэн продумал внешний вид восемнадцати чайников, заказал их Ян Пэнняню и Ян Фэннянь, брату и сестре, и сам нанес каллиграфию и рисунки на чайники бамбуковым ножом, когда глина наполовину высохла. С момента изготовления этого изделия в Исине стала складываться новая традиция: ученые мужи придумывали форму, а ремесленники делали чайники по их эскизам. Это были знаменитые «чайники Маньшэна».
В годы правления Цяньлуна и Цзяцина в Исине из той же глины цзыша начали производить разноцветные чайники, для чего к глине перед обжигом добавляли красные, белые или зеленые примеси. Так в традиционной технологии производства керамики произошли революционные изменения. Помимо этого, начали появляться чайные наборы из новых материалов: фуцзяньский лак, сычуаньская бамбуковая плетеная утварь и посуда из разных натуральных материалов с острова Хайнань.
Чайный сервиз из бамбукаЧайная утварь в наши дниСовременная чайная посуда унаследовала традиции прошлого и на этой основе совершила рывок вперед. Технологии ее изготовления стали значительно более развитыми, а формы и расцветка – разнообразными: так, в наши дни наравне с очень дорогой позолоченной и серебряной посудой существуют очень дешевые сервизы, изготовленные из бамбука или дерева. Помимо них встречаются также чайные наборы из агата, хрусталя, нефрита, мрамора, керамики, глазурованного фарфора и т. д. Наши современники обращают внимание не только на внешний вид чайной посуды, но и на то, из скольких предметов состоит сервиз. Требования к составу чайных сервизов разные, они в значительной мере зависят от страны, к этому еще надо добавить индивидуальные привычки и вкусы потребителя.
Искусство заваривания чая продолжает активно развиваться и в наши дни, что приводит к появлению новых требований к чайной посуде и утвари. Тем не менее все они не выходят за рамки принципов практичности, простоты в употреблении, функциональности и эстетичности форм.
Обычно в чайный набор входят чайник, чашечки разного вида и чайный поднос. Делают их, как правило, из фарфора, лака, стекла, разных металлов или бамбука. В повседневной жизни используется глиняная или бамбуковая посуда, которая хорошо подходит для чая.