Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, регионах и народах планеты. Здесь каждый может сказать свою правду!

История китайского чая

История китайского чая

Новое сообщение ZHAN » 19 фев 2022, 11:27

Китай – родина чая. Здесь его издревле выращивают и пьют. Древние китайцы постоянно совершенствовали чаеводство, способы обработки чайного листа и искусство приготовления чая, обсуждали, как именно следует пить чай и на какой воде его заваривать, обобщали опыт прошлого в трактатах. Благодаря изложенным в таких сочинениях идеям чаепитие обретало особое культурное содержание и постепенно стало частью духовного мира китайцев. Так появилась философия чайной церемонии и фундамент для ее дальнейшего развития.
Изображение

Согласно легенде, лекарственные свойства чая стали известны людям благодаря Шэнь-нуну, персонажу китайской мифологии, покровителю земледелия и медицины. Со временем чай стал напитком здоровья для всего человечества: сначала его полюбили в Китае, а затем, благодаря способности утолять жажду, он был признан одним из трех главных напитков мира наряду с какао и кофе. Китайский чай прославился не только как напиток: что важнее, он послужил проводником особой культуры, которая, будучи неотъемлемой частью традиционной культуры Китая, вобрала в себя ключевые принципы философских учений Поднебесной – вежливость, умеренность и трудолюбие.

Благодаря энтузиазму и мудрости ценителей чая этот напиток обрел связь с философией Китая, а традиции его употребления образовали самостоятельную культуру. Чаеводы, ученые мужи, чиновники и императоры – все они имели отношение к чайной традиции, многое сделали для ее развития и оставили нам немало любопытных историй о чае.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Чай в китайской культуре

Новое сообщение ZHAN » 20 фев 2022, 11:56

Согласно историческим свидетельствам, чай известен в Китае более пяти тысячелетий. Изначально его ценили за целебные свойства, потом стали использовать как напиток, утоляющий жажду и придающий бодрость, и постепенно он стал неотъемлемой частью повседневной жизни китайцев.

Сейчас нам уже сложно представить, каким образом за эти пять тысячелетий чай прошел путь от дикого кустарника до национального напитка Китая и к тому же распространился за пределами страны. Поэтому, чтобы понять чайную культуру Китая, нам нужно сначала разобраться в ее истории.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Происхождение чая

Новое сообщение ZHAN » 21 фев 2022, 18:37

Мы не можем достоверно установить, как и когда появился чай, потому что в самых древних источниках почти не встречается упоминаний о нем. Тем не менее до нас дошло множество легенд о происхождении чая.

Самая известная среди них – легенда о Шэньнуне. Говорят, что пять тысяч лет назад император Шэнь-нун, стремясь избавить людей от болезней, перепробовал все травы, чтобы найти среди них целебные. Однажды он только за один день испробовал на себе действие 72 ядовитых растений. Яд проник в его тело, руки и ноги обессилели, и Шэнь-нун прилег под деревом в надежде, что ему станет лучше. Вдруг подул ветерок, и рядом с больным упал листик, источающий сладкий аромат. Шэнь-нун подобрал его, отправил в рот, разжевал и неожиданно почувствовал прилив сил. Вот так совершенно случайно он обнаружил противоядие. Упавший лист был чайным, так хорошо нам теперь знакомым. Шэньнун понял, что чай – целебное растение, противоядие на все случаи жизни, и стал распространять его среди людей.

В провинции Сычуань есть другая легенда. Давным-давно у подножья горы Башань жил один старик. Он держал курицу, которая каждый день несла яйца. Как-то старик несколько раз подряд, заслышав привычное кудахтанье, шел в курятник за свежими яйцами, но не находил их там. Старик недоумевал, куда пропадают яйца, и стал наблюдать за курицей. Так он выяснил, что их поедает змея, живущая в кустах неподалеку. Старик разозлился и подложил в курятник гальку. Когда змея проглотила камень, ее живот вздулся самым ужасным образом. Потом старик увидел, что змея съела листья, упавшие с деревца за плетнем, и вздутие понемногу прошло. Он решил, что это волшебное деревце, стал есть его листья, когда у него болел живот, и боль как рукой снимало. Если его соседи мучились животом, старик собирал для них листья. Так люди постепенно выяснили, что чай не только помогает пищеварению, но еще и освежает, утоляет жажду, бодрит и проясняет зрение.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

От Западной Чжоу и Цинь: чай как лекарство и как пища

Новое сообщение ZHAN » 22 фев 2022, 18:01

Согласно главе «Описание Ба» из хроники «Описание царства Хуаян», написанной Чан Цюэ в эпоху Восточной Цзинь, около 1057 года до н. э., когда У-ван покорял государство Шан, юго-западные царства платили княжескому двору подать чаем. Так чай попал в центральные районы страны и стал там распространяться. Поскольку в те времена было плохо развито транспортное сообщение, а Юго-Запад от Центральной равнины отделяли тысячи километров, чай оттуда поставляли не свежий, а высушенный.

Как же его употребляли тогда – как лекарство, продукт или напиток? :unknown:

В книге не содержится никаких сведений об этом. Однако в трактате эпохи Чуньцю (722–481 до н. э.) «Вёсны и Осени господина Яня» говорится, что на пирах Янь Ина, сановника царства Ци, часто подавали некое «чайное блюдо». Можно сделать вывод, что в период Западной Чжоу чай употребляли в пищу и именно в этом качестве он попал на территории Центральной равнины.

Кроме того, в «Каноне Шэнь-нуна о пище» встречается выражение «принимать чай», а не «пить чай». Это означает, что на рубеже эпохи Цинь люди уже знали о бодрящем эффекте чая и его целебных свойствах.

Следовательно, по крайней мере до эпохи Цинь чай еще не был напитком, он служил лекарственным средством и употреблялся в пищу, и распространялся именно в этом качестве. Такое мнение вполне обосновано: согласно традиционной китайской медицине, лечить болезни следует именно травами, а целебными свойствами обладают вообще все пищевые продукты.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Хань: чай как лекарство и как напиток

Новое сообщение ZHAN » 23 фев 2022, 18:28

К началу эпохи Хань в употреблении чая произошла настоящая революция. Люди все больше ценили его способность утолять жажду, и постепенно он стал напитком, без которого невозможно было представить повседневную жизнь.

Чай не случайно стали ценить как напиток: это произошло благодаря его великолепным целительным свойствам. Как свидетельствуют источники, бодрящий и освежающий эффект чая люди открыли, изучая его способность обезвреживать яды и улучшать пищеварение. Поэтому чай вошел в повеседневную жизнь и как лекарство, и как напиток. Тогда его не заваривали, а варили.

Из сочинения Сыма Сянжу «Фаньцзяньпянь» известно, что в начале Западной Хань чай вошел в реестр лекарственных растений. А опираясь на трактат Хуа То «О питании» и книгу «Канон корней и трав Шэнь-нуна», созданные в эпоху Восточной Хань, можно заключить, что люди все яснее осознавали: чай ценен в первую очередь своим тонизирующим эффектом.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Рождение чайной культуры

Новое сообщение ZHAN » 24 фев 2022, 18:03

В эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий исторических материалов о чае становится все больше – это говорит о том, что чаепитие закрепилось в жизни большинства слоев населения.

В этот период, когда чай стал восприниматься всеми именно как напиток, чаепитие обрело связь с китайской философией и стало превращаться в особую культуру.

В особых исторических условиях той эпохи чай оказался связан с традиционными китайскими учениями – даосизмом и конфуцианством. Так появились первые ростки чайной культуры.
Изображение
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Даосская пилюля бессмертия

Новое сообщение ZHAN » 25 фев 2022, 20:50

Во времена Вэй, Цзинь, эпоху Южных и Северных династий в Китае было неспокойно, политическая власть постоянно переходила из рук в руки, люди были бессильны перед социальными переменами. Кроме того, особое влияние приобрела даосская философия, поэтому распространились даосские практики продления жизни при помощи снадобий, которые особенно интересовали людей культуры и аристократию.

В начале эпох Вэй и Цзинь для продления жизни принимали снадобья из металлов и минералов, основным среди которых был «порошок пяти камней». Однако, как свидетельствуют многие источники той эпохи, употребление «порошка пяти камней» имело множество побочных эффектов, а иногда даже приводило к смерти [Состав «порошка пяти камней» утрачен, однако, как предполагают, одним из его компонентов был реальгар, моносульфид мышьяка. Его регулярное употребление и приводило к смерти], и поэтому люди начали использовать растительные снадобья. Таким образом китайцы выяснили, что чай обладает чудодейственными свойствами – способствует улучшению здоровья и долголетию. Чай стали считать «волшебной пилюлей бессмертия», продлевающей жизнь.

С объективной точки зрения древние китайцы полюбили чай за его благотворное воздействие на организм; для них самих это было погоней за долголетием. Первоначально они стремились только к физическому здоровью, а впоследствии – к гармонии между телом и духом. Таким образом, чайная культура оказалась связанной с даосской идеей духовного и телесного самосовершенствования.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Конфуцианство. Чай воспитывает умеренность

Новое сообщение ZHAN » 26 фев 2022, 11:18

Когда чай стали связывать с даосизмом, одновременно его стали соотносить и с конфуцианскими принципами скромности, умеренности и трудолюбия. Эти идеи глубоко вошли в духовную жизнь людей той эпохи, и именно тогда появилось традиционное представление о том, что «чай воспитывает умеренность».

Многие предпочитали роскошным пирам чаепитие, чтобы показать, что они живут скромно. Например, Лу На, принимая гостей, угощал их чаем, циский император У использовал чай в жертвоприношениях, а полководец Хуань Вэнь запивал чаем рис.

Конечно, чай стал символом скромной жизни не только потому, что его пили представители всех сословий, но и из-за низкой цены. Поэтому ученые мужи, воспитанные в традициях конфуцианства, стали связывать представление о чае как об общеупотребимом напитке с конфуцианскими принципами умеренности и скромности.

Отсюда и пошло высказывание «чай воспитывает умеренность».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Тан: распространение чая и культуры чаепития

Новое сообщение ZHAN » 27 фев 2022, 14:01

Эпоха Тан – период наивысшего социально-культурного расцвета в истории феодального Китая. Эта эпоха создала идеальные условия для того, чтобы чай и традиции чаепития укоренились повсеместно. Благодаря экономическому и культурному подъему обычай пить чай глубоко вошел в повседневную жизнь всех слоев общества, а чайная культура начала распространяться за пределами Китая.

Ценность императорского чая

При императорском дворе чай начали пить уже во времена Вэй, Цзинь и Южных и Северных династий. В эпоху Тан потребность двора в чае возросла, все больше сортов поставляли в качестве дани. В исторических хрониках упоминается, что среди императорских чаев были Цзы сунь из Хучжоу и Мэн дин ча с гор Мэншань в провинции Сычуань. Чтобы контролировать качество, в 770 году император Дай-цзун создал Управление поставками чая и постановил, что начальники округов должны надзирать за производством.
Изображение
Мэн дин с гор Мэншань в провинции Сычуань

Он также приказал местным чиновникам отправляться в горы в сезон Наступления весны (первая половина первого лунного месяца; один из сезонов традиционного китайского календаря), чтобы лично наблюдать за сбором и обработкой чая, а затем контролировать его отправку в столицу до сезона Хлебных дождей (вторая половина третьего лунного месяца).

Первый чай должен был прибывать в танскую столицу Чанъань за десять дней до Праздника поминовения усопших, чтобы его можно было использовать во время церемоний в храме предков. Это показывает, насколько важное место чай занимал в жизни императорского двора.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Поднесение чая

Новое сообщение ZHAN » 28 фев 2022, 18:08

Члены императорской семьи пили чай сами и нередко дарили его фаворитам и вельможам в знак своей милости.

Получить чай в подарок от императора было большой честью и к тому же возможностью попробовать редкие и ценные сорта.

Как свидетельствуют источники, тогда чай в высшем обществе пили часто. Поэт Бо Цзюйи, служивший начальником министерства наказаний, в одном из своих стихотворений пишет, что пить чай с гор Мэншань и слушать, как закипает вода, для него одинаково важно.

Становится ясно, что аристократы получали от чайной церемонии эстетическое наслаждение. Поэт Мэн Сяо, занимавший довольно низкое положение в чиновничьей иерархии, в своих стихах неоднократно упоминал о том, что он хочет выпросить у сановников чай ценных сортов.

Из-за такого отношения к чаю в эпоху Тан сложилась традиция дарить его друзьям и появилось новое необычное направление поэзии – стихи о чае.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Чаепитие среди монахов и в народе

Новое сообщение ZHAN » 01 мар 2022, 18:38

Согласно «Запискам господина Фэна о слышанном и виденном», написанным в эпоху Тан, один известный и почитаемый патриарх чань-буддизма разрешил монахам пить чай.

[Чань-буддизм – одна из школ китайского буддизма. Ее основные принципы – отказ от авторитета канонических писаний, передача знаний вне слов, созерцание изначальной природы и достижение состояния Будды посредством созерцания.]

Монахи пили его для укрепления тела и духа и сделали чаепитие неотъемлемой частью монастырской жизни.

Кроме этого, поскольку в эпоху Тан буддизм переживал расцвет, а светские люди следовали идеям и канонам буддизма, многие из них подражали монастырской традиции чаепития. Благодаря этому обычай пить чай среди простого народа распространялся быстрее, и в стране начали появляться маленькие и крупные чайные заведения.

В эпоху Тан чай, как и рис, и соль, стал в Китае важным товаром. Этот факт подтверждает, что чаепитие к тому времени вошло в быт не только высшего общества, но и всего народа.

На юго-западе и в центральных районах Китая обычай пить чай был уже широко распространен.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Чайная культура выходит в мир

Новое сообщение ZHAN » 02 мар 2022, 18:12

В эпоху Тан Япония часто посылала своих подданных учиться в Китай. Обычай пить чай, уже популярный к тому времени, повлиял на них: японцы тоже полюбили чай и привезли чайную церемонию в свою страну. В «Тайных религиозных записках Жицзи» мы находим, что в 805 году буддийский наставник высшего ранга Сайтё, вернувшись на родину после обучения в Китае, привез с собой семена чайного дерева и посадил их неподалеку от своего монастыря Жицзи. Так появилась первая в Японии чайная плантация.

Из других источников нам известно, что гастрономическая культура танской эпохи, частью которой было чаепитие, попала в Японию и сильно повлияла на модель питания японцев. В то время чай в Японии был необычайно редким и ценным продуктом, доступным лишь императорской семье, знати и монахам высоких рангов. Верхом изысканности для них было пить чай по танским обычаям и сочинять при этом стихи на китайском языке.

Итак, можно заключить, что чай воспринимался за рубежом не только как нечто диковинное и экзотическое и не просто как новый товар – скорее, чаепитие было принято как изысканный обычай, в него вкладывали различные культурные смыслы. Именно так китайская чайная культура начала распространяться по всему миру.

В эпоху Тан, в условиях стабильности, процветания и материального благополучия, чай еще более прочно вошел в повседневную жизнь всех слоев общества. Чаепитие стало для китайцев привычкой и пристрастием и как изысканный обычай начало распространяться за границей.

В эту же эпоху в Китае жил чайный мудрец Лу Юй, который написал первый в мире труд, целиком посвященный изучению чая и чайной культуры – «Чайный канон».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Сун: расцвет чайной культуры

Новое сообщение ZHAN » 03 мар 2022, 19:17

Чайная культура при династии Сун значительно изменилась по сравнению с танской эпохой. Именно в этот период появились новые виды чайной церемонии, новые сорта чая, книги о нем и ведомства, которые отвечали за его производство.

Новые способы приготовления чая

В эпоху Сун чай уже не варили, а заваривали кипятком. При этом следовало строго соблюдать пропорции порошка, в который размалывали чайный лист, и кипятка; считалось, что любые нарушения ухудшают вкус напитка. Об этом подробно писал знаменитый сунский каллиграф Цай Сян в своих «Записках о чае», что также свидетельствует: в высшем обществе придавали большое значение правилам приготовления чая.

Так как в эпоху Сун существовали строгие правила заваривания, постепенно появились и чайные состязания – соревнования в мастерстве приготовления чая. Были установлены критерии для определения победителей: во-первых, чай должен был быть светлым, во-вторых, пена, которая поднималась при заваривании, должна была быть плотной, а не водянистой. В чайных состязаниях выигрывал настой светло-зеленого оттенка, а не светло-желтого. Тот, кто первым обрызгивал чайную утварь, проигрывал.

Мода на чайные состязания возникла в провинции Фуцзянь и оттуда распространилась по всей стране. Даже в наши дни во всех чайных районах Фуцзяни каждый год выбирают «короля чая», вполне возможно, продолжая традицию сунских чайных состязаний. В те времена чайные соревнования были популярны не только среди простого народа – ими увлекались и образованные люди, и аристократия.

Книга «Заметки годов Цайю» Цзян Сюйфу сохранила для нас рассказ об одном таком состязании между знаменитыми каллиграфами Цай Сяном и Су Шуньюанем. Первый выбрал один из лучших сортов чая и заваривал его водой из источника Хуэйцюань. У второго чай был хуже, но каллиграф пользовался водой из источника Чжулишуй и победил Цай Сяна. По мере того, как все больше людей увлекалось чайными соревнованиями, любители чая объединялись в сообщества, и среди образованных людей той эпохи постепенно складывалось представление о Пути чая.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Чай дракона и феникса

Новое сообщение ZHAN » 04 мар 2022, 18:49

Чайные состязания становились все популярнее, требования императорского двора к качеству чая возрастали, и чай, который предназначался для двора, стали обрабатывать по-новому: в виде брикетов.

Чтобы такой чай выглядел красиво, на брикетах печатали узоры – обычно это были изображения драконов и фениксов. Отсюда и произошло его название – «Чай дракона и феникса». Это был немыслимо дорогой прессованный чай, который представлял собой своего рода произведение искусства.

Насколько высоко его ценили, можно понять по замечанию из «Записей вернувшегося к полям» знаменитого поэта династии Сун Оуян Сю. Он писал, что среди всех сортов чая самый ценный – «Чай дракона и феникса»: золото добыть легко, а вот получить прессованный чай – действительно трудно.

Во времена танской династии чай, поставляемый ко двору императора, происходил из Сычуани, Цзянсу и Чжэцзяна, тогда как фуцзяньский чай еще не был особенно знаменит. Но с ростом интереса к фуцзяньским чайным состязаниям повышались и требования к качеству и количеству поставок, и постепенно фуцзяньский чай стал считаться лучшим в Поднебесной. Именно этот чай привозили ко двору в форме брикетов.

Любители чая Дин Вэй и Цай Сян изыскали такие способы обработки чайного листа, которые сделали его еще лучше.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Лошади в обмен на чай

Новое сообщение ZHAN » 05 мар 2022, 11:31

Обмен чая на лошадей начался еще в эпоху Тан, но тогда объемы такой торговли были невелики, так что правительство не вмешивалось в нее. Но во времена Сун на северо-западе и юго-западе Китая меновая торговля стала частым явлением, что привлекло внимание государства.

В 1082 году было создано специальное ведомство, отвечавшее за торговлю чаем в обмен на лошадей, которую китайцы вели с народами, жившими в приграничных районах.

Такая торговля способствовала международному культурному обмену, и благодаря ей с чаем познакомились жители земель к западу от Китая. Это сильно повлияло на их образ жизни, хотя у этих народов из-за иных привычек и обычаев были другие требования к чаю. Благодаря этому в районах, где они жили, появились иные способы его обработки, и для национальных меньшинств начали производить особые сорта чая – «черный чай» или, как его еще называли, «приграничный чай».
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Мин: новое в чайном искусстве

Новое сообщение ZHAN » 06 мар 2022, 16:06

В начале эпохи Мин в Китае отказались от чайных брикетов и перешли на заваривание чайного листа, а сам ритуал чаепития претерпел множество изменений. Все, что связано с чаем, к концу этого периода уже сильно отличалось от того, что было при династиях Сун и Юань. Например, появились новые сорта, стал популярен рассыпной чай, уделялось большое внимание чайной утвари, а приготовление напитка приобрело новое эстетическое значение.

Новые виды чая

Первый минский император Чжу Юаньчжан происходил из низших слоев общества, он хорошо осознавал пороки правящей верхушки Юаньской династии и не понаслышке знал о страданиях народа. Он издал указ о замене прессованного чая на чай, сделанный из молодых листочков. Таким образом, с основанием империи Мин появилось много новых способов обработки чая. Безостановочно развивалась технология прожарки чайного листа, которая во многом превзошла пропаривание. Кроме того, были усовершенствованы управление плантациями и методы сбора, а также появились новые знания о ботанике чая.

Поскольку технология производства изменилась, в эпоху Мин повсюду начали появляться новые сорта чая, и рассыпных чаев стало как никогда много. В эпоху Сун знаменитых листовых чаев почти не было, и в источниках того времени упоминаются только несколько сортов – Жи чжу, Шуан цзин и Гу чжу. В книге же Хуан Ичжэна «Памятки о вещах» упоминаются сразу 97 сортов, существовавших в эпоху Мин, причем большинство из них рассыпные. До наших дней дошли и другие свидетельства, по которым мы можем судить, что зеленый и черный чаи, какими мы знаем их сегодня, скорее всего, появились именно тогда.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Возвращение к умеренности

Новое сообщение ZHAN » 07 мар 2022, 14:11

Благодаря Чжу Юаньчжану во всем Китае стали пить главным образом рассыпной чай. Как писал Вэнь Чжэньсян в «Записках о повседневном», готовить рассыпной чай очень просто, и именно в таком виде чай раскрывает свой истинный вкус. Согласно многим историческим свидетельствам, в эпоху Мин появился способ простого заваривания чая кипятком.

Тогда же появился обычай «омовения чая»: чайную заварку сначала обдавали кипятком, чтобы смыть с чаинок пыль и согреть их, и только после этого заливали водой. Так чай получался вкуснее. Этот способ используют в Китае и до сегодняшнего дня.

Заваривание чая очень быстро вытеснило другие способы его приготовления, поэтому чайная утварь танской эпохи устарела и впоследствии больше не использовалась – от нее полностью отказались. Весь процесс приготовления напитка и чайная посуда стали значительно проще, чем раньше.

Согласно исследованиям, в периоды Тан и Сун процесс чаепития был очень сложным, особенно в эпоху Сун, когда был распространен прессованный чай. Его варка состояла из множества этапов и требовала большого количества разной утвари. Но после отмены прессованного чая люди династии Мин стали отказываться от роскошных чаепитий, присущих предыдущим эпохам, и вернулись к умеренности, с которой чай связывали в глубокой древности.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Эстетика чайной утвари

Новое сообщение ZHAN » 08 мар 2022, 12:15

В эпоху Мин образованные люди предъявляли высокие эстетические требования к процессу чаепития; они тщательно выбирали места для церемоний – будь то красивый пейзажный уголок или изысканно обставленное помещение. Этому уделяли особое внимание в поздний период династии Мин, когда чаепитие стало развлечением именитых и богатых образованных людей. Для чайной церемонии они подбирали изысканную посуду и красивые пейзажи, стремясь при этом к эстетическому наслаждению.
Изображение
Чайники из исинской глины

В минскую эпоху, из-за того, что чай заваривали, а не варили, особенно распространились чайники. Чашечки для чая преобразились: на смену фарфору с черной глазурью пришел белый или белый с синими узорами. В нем было намного проще оценить цвет настоя. Тогда же появились и получили известность чайники, изготовленные из особой глины цзыша (букв. «фиолетовый песок»), которую добывали в уезде Исин провинции Цзянсу. Это произошло не только потому, что чай начали заваривать, но и потому, что качество и внешний вид исинских чайников отвечали эстетическим запросам: были не слишком вычурными, имели правильную форму, смотрелись просто и естественно, были функциональными и несли в себе ощущение домашнего уюта и изысканной красоты. С появлением известных мастеров и при поддержке образованных людей того времени технология производства исинских чайников совершенствовалась, и стоили они очень дорого – глина сравнялась в цене с золотом.

В эпоху Мин ценность чайника определялась по качеству глины и миниатюрности размеров. Требовалось, чтобы «не перебивался аромат чая и не было застарелого запаха»; кроме того, ценность исинских чайников возросла еще и потому, что их стали коллекционировать.

В чайном искусстве к традициям «естественности и простоты» добавилось стремление к повышенной эстетичности. Исинские чайники из цзыша соответствовали этим требованиям, поэтому они так быстро обрели популярность.

В танскую эпоху чайную утварь выбирали в зависимости от вида чая, а в минскую она уже потеряла такую связь с ним и маленькие чайнички стали употребляться повсеместно.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Цин: уход от традиций

Новое сообщение ZHAN » 09 мар 2022, 18:33

С началом эпохи Цин традиционная чайная культура постепенно уходит – развивается современный подход к чаю. Однако заядлые любители продолжали сохранять дух чайной традиции, у них появлялись свежие мысли и новаторские идеи. С другой стороны, чайные церемонии при дворе становились все более роскошными и совершенно отошли от принципа умеренности, который был важен при династии Мин.

Чаепитие в народе

В эпоху Цин чай пили не только образованные люди, знать и члены императорской семьи. Обычай чаепития был популярен в народе и входил в неписаный кодекс правил вежливости.

Доказательством служит тот факт, что по всему Китаю как грибы после дождя появлялись чайные дома – такого же типа, как современные. В таких чайных собирались люди из самых разных слоев общества. Чайные нередко были подобны театральной сцене, на которой каждый персонаж представлял определенную сторону жизни страны; это было общество в миниатюре. Там простые люди получали возможность потолковать на разные темы и обсудить интересующие их вопросы. В ту эпоху большинство чайных заведений строились и содержались в соответствии с принципами умеренности и скромности.

Роскошные дворцовые чаепития

Чаепития как отдельные дворцовые приемы устраивались уже в эпоху Тан, но цинские чайные пиры по своей роскоши превзошли все предшествующие эпохи. Образцом таких придворных чайных церемоний считается придуманный императором Цяньлуном «Чайный пир Саньцин», который проводился со второго по десятое число первого месяца по лунному календарю в одном из главных залов императорского дворца. Его целью было продемонстрировать императорскую милость. На этих приемах сочиняли и декламировали стихи о важных событиях при дворе, а их участниками были знаменитые ученые мужи и высокопоставленные чиновники. Подавали здесь «Чай Саньцин» – чай с добавлением цветов сливы-мэйхуа, плодов фошоу [(«рука Будды») – вечнозеленый кустарник с ароматными цветами и горько-кислыми плодами, завезенный в Китай из Индии] и кедровых орехов, который император придумал сам. Заваривали его водой из растопленного снега.

При дворе не только устраивали особые чайные пиры: чай был неотъемлемой частью любых застолий в императорском дворце. Его подавали и до, и после еды. Сорта чая на пирах в целом были одни и те же.

Согласно исследованиям, при императорах Канси и Цяньлуне четыре раза устраивали «пиры тысячи старцев», на которых приглашали заслуженных чиновников. Однажды число приглашенных превысило три тысячи – это был пир исключительного размаха. На каждом из таких пиров этикет предписывал сначала подавать чай, только потом допускалось переходить к винам, после которых снова подавался чай.

На таких пирах наслаждались чаем принцы, князья и министры. Чай здесь символизировал честь и славу.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Чайное искусство

Новое сообщение ZHAN » 10 мар 2022, 18:15

Следует различать питье и дегустацию чая. Пьют чай только для того, чтобы утолить жажду. Дегустация же поднимает саму церемонию на высоту искусства. Для дегустации важно в первую очередь подобрать подходящую для чая воду, затем – утварь. В чайной утвари ценят простоту и изысканность, а в самом чаепитии стремятся к гармонии между человеком и миром.

Знакомиться со вкусом чая – отнюдь не то же самое, что утолять жажду; это особое эстетическое наслаждение. Внимательное отношение к чаю, культивировавшееся веками, породило в Китае особое искусство – чайное.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Чайное искусство Лу Юя

Новое сообщение ZHAN » 11 мар 2022, 20:32

В «Чайном каноне» Лу Юй подробно описал, как готовили и пили чай в его время. Впоследствии многие руководствовались его заветами в разных областях чайной культуры.

Во-первых, нужно уметь правильно подбирать утварь для чая и разбираться в назначении каждого предмета. В «Чайном каноне» перечислены 26 предметов для варки чая – от мехов для поддува до бамбуковых корзин. Каждый из этих предметов к тому же имел свои типы и разновидности.

Во-вторых, оценивая чай, нужно принимать во внимание его цвет, плотность листа, звук, который издает вода во время кипения, аромат и вкус.

В-третьих, нужно внимательно выбрать воду для чая. В книге подробно рассказано, по каким критериям ее следует оценивать. Вода из горных источников считается лучшей, речная вода – средней, колодезная – худшей.

В-четвертых, Лу Юй описывает процесс и отдельные приемы варки чая, рассказывает, на что обращать внимание во время варки, как забрасывать чай в воду, как разливать по чашкам. Из этого можно заключить, что уже при династии Тан китайцы высоко ценили мастерство приготовления чая.

В-пятых, в «Чайном каноне» говорится о том, как правильно пить чай. Необходимо выбрать для варки качественный чай, прожарить его на достаточном огне, использовать чистую утварь, придерживаться правил, а кроме того – обязательно в компании единомышленников.

В-шестых, пить чай следует в изысканной обстановке, в атмосфере гармонии, в возвышенном настроении.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Как выбрать хороший чай

Новое сообщение ZHAN » 13 мар 2022, 16:44

В древности ценители чая не только варили его для своих гостей, но и сами выращивали и обрабатывали. Они нередко поднимались в горы, искали знаменитые сорта, исследовали, как чай растет в природных условиях. Первое правило чайной культуры – знать чай, то есть разбираться, какой чай хороший, а какой плохой. Хороший чай должен быть собран в нужное время и, что самое главное, правильно обработан.

Начиная с эпохи Сун в Китае строго соблюдают сезоны сбора. Лучшим считается чай, собранный до сезона Чистоты и ясности (первая половина третьего лунного месяца; по григорианскому календарю начало этого сезона приходится на март-апрель). Собирали его в ясную погоду, до рассвета, пока еще не высохла роса. Если лист нагревается на солнце, в нем становится меньше влаги, и это сказывается на его качестве. Листья нужно срывать не пальцами, а ногтями, чтобы они не нагрелись от тепла рук и на них не попал пот. Лучшим сырьем для чая считаются нежные почки и маленькие листики. Если для чая собирают одиночные почки, они называются «тычинки лотоса», почки с одним листиком – «пики и знамена», почки с двумя листиками – «воробьиные язычки».

Хороший чай невозможен без правильной обработки листа. Еще до того, как появилась современная технология производства, китайцы видели особую красоту в изготовлении чая. Уже в эпоху Тан существовал и рассыпной, и порошковый, и прессованный чай. Мастерство изготовления прессованного чая достигло высот в Сунскую эпоху; тогда для прессовки использовались формы из золота и серебра, на брикеты наносились изысканные узоры. Прессованный чай, который поставляли к императорскому двору, называли «Чай дракона и феникса». С началом эпохи Мин почти перестали изготовлять прессованный чай, в ход пошел листовой, о качестве которого судили по цвету, аромату и вкусу – так же, как и в наше время.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Вода для чая

Новое сообщение ZHAN » 14 мар 2022, 17:55

Чай и вода должны дополнять друг друга. Одно из важнейших условий церемонии – выбрать подходящую для чая воду. Лу Юй рассказывает в «Чайном каноне», на какой воде следует варить чай. По его мнению, источник должен быть далеко от города, чтобы вода не была грязной. Проточную воду предпочитают стоячей. Лучше всего брать воду из горных источников или посередине реки. Вода во рвах и колодцах обновляется медленно, поэтому она малопригодна для варки чая.

Начиная с эпохи Сун стали появляться сочинения о том, как оценивать и подбирать воду. Хотя написаны они были в разные эпохи, в разных регионах и разными авторами, представления о хорошей воде были в целом одинаковыми: она должна быть чистой, сладкой, легкой и проточной. К эпохе Мин сформировалось убеждение, что
«чай должен быть дорогим и знаменитым, вода должна быть из доброго источника».
Если вода была не из знаменитого источника, чай на ней не готовили. В те времена ученые мужи выбирали воду для чая как никогда внимательно.
Изображение
Источник Баоту

В древности было как минимум шесть родников, которые в разное время считались «Первым источником Поднебесной».

Сначала Лу Юй признал лучшим Шуйляньский источник в ущелье Канвангу гор Лушань. После танский поэт Лю Бочжоу и сунский поэт Вэнь Тяньсян прославили в своих стихах Наньлиньский источник близ реки Янцзыцзян. Потом знаменитый минский путешественник Сю Сякэ назвал лучшим источник Биюйцюань в Аньнине провинции Юньнань. В эпоху Цин титул первого источника перешел к роднику Юйцюань в Пекине, поскольку император Цяньлун признал воду из него самой легкой. Пятым стал источник Юэтуцюань в городе Цзинане провинции Шаньдун. Наконец, воду из родника Юйецюань в Сычуани считали целебной, и поэтому его тоже называли лучшим.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Приготовление чая

Новое сообщение ZHAN » 15 мар 2022, 18:39

По мере развития чайной культуры способы приготовления чая постоянно совершенствовались. Сейчас их великое множество. С той эпохи, когда люди просто жевали свежие листья, до сегодняшнего дня, когда мы завариваем сухой лист кипятком, чай прошел долгий путь. Выделяют несколько основных способов приготовления чая.

Варка.
До эпохи Тан чай в основном варили. Поскольку чай был прессованным, его сначала измельчали. Потом в котле кипятили воду, как только она начинала слегка бурлить, бросали в нее чайную крошку и снова доводили до кипения. На поверхности начинала появляться пена; легкую пену называли «маленькими цветами», густую – «большими». Пена говорила о высоком качестве чая. Ее вычерпывали и клали в чашу, чтобы использовать позднее. Чай продолжали варить, пока вода не начинала сильно кипеть – это было третьим кипением. Тогда в котел добавляли пену. Это называли «вскармливанием цвета». Когда цвет напитка становился равномерным, чай считался готовым.

Приготовление порошкового чая.
В эпоху Сун чай уже не варили, его готовили в основном так: размельчали чайный брикет, клали порошок в чашу, потом кипятили воду в котле и, когда она начинала слегка бурлить, заливали ей чай. Когда воду наливали первый раз, чай должен был дать пену. Во второй раз воду наливали так, чтобы она не затронула чай на поверхности, и чашу после этого несколько раз вращали. В третий раз наливая воду, чашу вращали снова. Чтобы чайный порошок полностью растворился, воду наливали в четвертый раз.

Приготовление цветочного чая.
Несколько бутонов сливы-мэйхуа, жасмина или цветов коричного дерева клали в чашки вместе с чайным порошком. Над горячим чаем поднимался пар. Чашку брали двумя руками. В чайном настое бутоны быстро распускались, это было очень красиво и придавало чаю аромат.

Приготовление чая-сырца.
В чай добавляют сухофрукты и заваривают его кипятком. Чай пьют, а сухофрукты съедают. Такой способ распространен среди чаеводов, которые сами собирают и делают чай в горах. Фрукты они тоже обычно собирают и высушивают сами. Чай, заваренный таким образом, обладает характерным и интересным вкусом.

Заваривание чая.
Во времена династий Мин и Цин в ходу были способы настаивания чая, применение которых зависело от сорта чая и района его производства. Но в целом этот процесс можно описать так: чайные листья заливали кипятком. Самым важным было, чтобы под воздействием горячей воды листья отдали свой вкус, настой приобрел цвет и чай не утратил свой аромат. Крепость напитка определялась конкретным человеком, временем и мерой необходимости. В наши дни большинство китайцев перед завариванием чая слегка обдают его кипятком, который затем сливают – так они промывают заварку. Только после этого чай заливают водой и пьют.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Обстановка для чайной церемонии

Новое сообщение ZHAN » 16 мар 2022, 18:32

Очень важно правильно выбрать место для чайной церемонии, ведь она должна доставлять эстетическое наслаждение.

В последние несколько столетий чайные заведения стали местом, где люди собирались вместе, веселились и вели шумные разговоры. Однако если следовать древней традиции, чаепития должны проводиться в уединенной, тихой и изысканной обстановке, позволяющей человеку настроиться на поэтический лад.

В эпоху Тан монах Цзяо Жань говорил, что вкушение чая – это поэтическое занятие для людей возвышенных и его следует сочетать с любованием цветами, чтением стихов и наслаждением звуками циня [общее название ряда китайских струнных инструментов]. Поэтому в китайских исторических книгах осталось немало историй о занятиях ученых мужей во время чайной церемонии. Такого рода описания постоянно встречаются в летописных произведениях того периода.

Но к сунской эпохе антураж для чаепития становится все более разнообразным и зависит от социального статуса его участников. Во дворцах обстановка для чайной церемонии изобиловала элементами роскоши, для обычных же людей важна была атмосфера дружбы, объединявшая всех присутствующих, а образованные люди выбирали для чаепития места на природе или в садах.

В эпохи Мин и Сун антуражу стали придавать еще большее значение; особенно ценилось, если удавалось проводить чаепитие на лоне природы.

В действительности же в том, что называется «обстановкой для чаепития», главное – это не природные пейзажи, меблировка комнаты или предметы, расставленные вокруг, а сами люди и их качества, вкусы, привычки и особенности. Хотя на чайных встречах в Академии Ханьлинь [учреждение в императорском Китае, выполнявшее функции канцелярии, цензурного комитета, комитета по литературе и искусству, идеологии и т. д.] строго соблюдался церемониал, они отличались особой изысканностью: ученые мужи собирались вместе, любовались пейзажами, встречались с выдающимися людьми своего времени – в общем, эти встречи имели особый колорит. А вот последователи чань-буддизма, напротив, ценили простоту и сторонились изысканности. Если чай пила вся семья, это было проявлением семейной близости и уюта, а когда в дом приходил друг, его приход всегда сопровождался подношением чая, тем самым ему оказывали почет и уважение.

Таким образом, обстановка для чаепития – это гармония между чаем, людьми, природой и предметами: чай нужно выбрать хороший, участники чаепития должны хорошо понимать друг друга, вокруг должна быть красивая природа, а предметы нужно подобрать со вкусом. Только тогда удастся создать особую атмосферу чайной церемонии.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Чайная утварь

Новое сообщение ZHAN » 17 мар 2022, 18:28

В ранний период китайской истории, когда культура чаепития только зародилась, не было принято использовать для чайной церемонии строго определенную посуду. Однако после эпохи Хань люди постепенно начали более пристрастно относиться к тому, какая утварь больше подходит для приготовления и употребления чая. В эпоху Тан чай вошел в повседневную жизнь, а технология изготовления чайной утвари и посуды постоянно совершенствовалась, становясь все более сложной. Известно, что еще во времена династии Суй чаши для вина и чая были керамическими, и только в эпоху Тан появилась настоящая чайная посуда, которая славилась красотой.

Разнообразие утвари в эпоху Тан

Под влиянием буддийской идеологии поддержания здоровья и самосовершенствования, а также бытовавшей среди буддийских монахов традиции чаепития в эпоху Тан чай распространился по Китаю, его стал употреблять повседневно практически каждый. Люди больше, чем когда-либо, стремились превратить чаепитие в развлечение и сделать его как можно более интересным. Тогда считали, что специальная чайная утварь – это неотъемлемая часть церемонии. Изящная чайная посуда не только доставляла людям эстетическое удовольствие своим видом – как произведение искусства, – но и подчеркивала цвет, аромат и вкус чая.

К тому же основным способом приготовления чая была варка, и для нее требовалась особая утварь. Так что именно в этот период было изобретено множество приспособлений для варки чая и посуды для его питья, качество которых, как правило, было высоким. Только в «Чайном Каноне» Лу Юя описывается шесть общих видов утвари и посуды для чая:
1) приспособления для разжигания и поддержания огня;
2) котлы и чайники для кипячения воды и варки чая;
3) утварь для прогревания чая и для его отмеривания;
4) ковши, которыми черпали воду, фильтры и сосуды, в которых ее хранили;
5) сосуды, в которые наливали уже готовый чай, и сосуды, в которых его подавали на стол;
6) приспособления и емкости для хранения чайной посуды и для ее мытья.

В общей сложности Лу Юй упоминает более двадцати предметов, употреблявшихся для приготовления, хранения и подачи чая. Таким образом, можно заключить, что процесс приготовления чая в эпоху Тан был уже достаточно сложен.

Изысканная утварь сунской эпохи

Несмотря на то, что в эпоху Сун чаще всего употребляли кирпичный чай, число разновидностей и объемы потребляемого чая не уменьшились, и к чайной утвари в это время предъявляли еще более строгие требования. Чайные чашки и чайники, приспособления для подогрева чая, специальные средства для поддержания огня стали не только качественее, но и более изысканными и красивыми. В «Записках о чае» Цай Сяна, жившего в период Северной Сун, упоминаются предметы, которые входили в обязательный чайный набор: приспособление для прогрева прессованного чая, инструменты для разминания и размалывания чая, чайники, чашечки, ситечки, ложечки и т. п.

Художник Южной Сун Шэн Ань на картине «Полный чайный набор» изобразил 12 предметов чайного обихода, среди которых печь для подогрева чая в чайнике, пестик, которым толкли чайную заварку, валик для ее разминания, каменная мельница для перемалывания, мерная ложка для заварки, ситечко для просеивания, веничек, которым обметали поднос, предназначенный для подачи к cтолу чашечек, уже наполненных чаем. На картине отдельно нарисованы чашечки для чая, стаканчики, из которых чай доливали в чашечки, специальный венчик для размешивания чая во время его варки и полотенца, предназначенные исключительно для вытирания вымытой чайной посуды и утвари.

Все эти предметы, имеющие эстетичный вид и обладающие превосходным качеством, появились благодаря тому, что во времена Тан и Сун во всем господствовало стремление к роскоши. Любители чая, желая похвастаться своим богатством и щегольнуть роскошью перед гостями, очень усложнили чайную церемонию. Сложившиеся тогда традиции и ритуалы, связанные с чаепитием, были обременительными и слишком сложными.

Мин. Возвращение к простоте

Первый минский император Чжу Юаньчжан своим указом отменил употребление прессованного чая и повелел вместо него использовать рассыпной. В этот период люди отказались от варки и заваривания чайного порошка, перейдя к более простому способу – настаиванию чайного листа. Для вкушения чая уже не были нужны многочисленные инструменты и предметы, распространенные в эпохи Тан и Сун, и о них попросту забыли. На смену этому чайному набору пришел другой.

В эпоху Мин пили листовой чай, поэтому утвари для его хранения и обжарки уделялось больше внимания, чем раньше. Гао Лянь в труде «Восемь трактатов об укладе жизни» перечислил 16 видов предметов чайной посуды и 7 видов утвари для хранения чая – всего 23 предмета. Чжан Cяньдэ в своем «Чайном каноне», который он назвал в честь знаменитого труда Лу Юя, упоминал широко распространенные тогда 9 предметов: сосуд для первоначального прогрева заварки, сетчатый сосуд, в котором заварку опускали в кипяток, чайник для кипячения воды, чайник, в котором заваривали чай, чайные чашечки, бумажные мешочки, приспособления для промывки чая, сосуды-вазочки для чая и чайные печки.

Хотя чайные наборы эпохи Мин были очень простыми, но, как и раньше, они были выполнены в соответствии со строгими правилами, их качеству уделялось особое внимание. Все изделия в чайных наборах были из фарфора или керамики. В этот период начала распространяться слава фарфоровых изделий из города Цзиндэчжэня в провинции Цзянсу, не угасающая и в наши дни. В эпоху Мин мануфактуры Цзиндэчжэня делали чайную посуду из чисто белого фарфора или же украшали его синими узорами. Одновременно в той же провинции в городе Исин из местной глины делали знаменитые на всю страну чайники, которые не имели равных по цвету, формам и разновидностям. Они считались лучшими в Поднебесной.

Блистательная утварь династии Цин

В эпоху Цин производство чайной посуды становилось все более технологичным, однако предпочтение по-прежнему отдавалось фарфору и керамике. Своего расцвета эта отрасль достигла в периоды правления императоров Канси и Цяньлуна. Лучшие изделия из фарфора по большей части были из Цзиньдэчжэня, где уже производили не только сине-белый и цветной фарфор, но и чайную посуду, покрытую глазурью и эмалью.

В эпоху Цин производство чайников из исинской глины унаследовало традиции предыдущего периода, но одновременно с этим получило новое развитие. Как рассказывают, начальник уезда Лиянь по имени Чэнь Маньшэн продумал внешний вид восемнадцати чайников, заказал их Ян Пэнняню и Ян Фэннянь, брату и сестре, и сам нанес каллиграфию и рисунки на чайники бамбуковым ножом, когда глина наполовину высохла. С момента изготовления этого изделия в Исине стала складываться новая традиция: ученые мужи придумывали форму, а ремесленники делали чайники по их эскизам. Это были знаменитые «чайники Маньшэна».

В годы правления Цяньлуна и Цзяцина в Исине из той же глины цзыша начали производить разноцветные чайники, для чего к глине перед обжигом добавляли красные, белые или зеленые примеси. Так в традиционной технологии производства керамики произошли революционные изменения. Помимо этого, начали появляться чайные наборы из новых материалов: фуцзяньский лак, сычуаньская бамбуковая плетеная утварь и посуда из разных натуральных материалов с острова Хайнань.
Изображение
Чайный сервиз из бамбука

Чайная утварь в наши дни

Современная чайная посуда унаследовала традиции прошлого и на этой основе совершила рывок вперед. Технологии ее изготовления стали значительно более развитыми, а формы и расцветка – разнообразными: так, в наши дни наравне с очень дорогой позолоченной и серебряной посудой существуют очень дешевые сервизы, изготовленные из бамбука или дерева. Помимо них встречаются также чайные наборы из агата, хрусталя, нефрита, мрамора, керамики, глазурованного фарфора и т. д. Наши современники обращают внимание не только на внешний вид чайной посуды, но и на то, из скольких предметов состоит сервиз. Требования к составу чайных сервизов разные, они в значительной мере зависят от страны, к этому еще надо добавить индивидуальные привычки и вкусы потребителя.

Искусство заваривания чая продолжает активно развиваться и в наши дни, что приводит к появлению новых требований к чайной посуде и утвари. Тем не менее все они не выходят за рамки принципов практичности, простоты в употреблении, функциональности и эстетичности форм.

Обычно в чайный набор входят чайник, чашечки разного вида и чайный поднос. Делают их, как правило, из фарфора, лака, стекла, разных металлов или бамбука. В повседневной жизни используется глиняная или бамбуковая посуда, которая хорошо подходит для чая.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Эволюция технологии обработки чая

Новое сообщение ZHAN » 18 мар 2022, 20:06

Первым способом употребления чая, который был известен древнему населению Китая, было просто разжевывание листьев. Выделяемый ими сок помогал при различных заболеваниях и отравлениях. Позже, поскольку эти листья нельзя было срывать в любой сезон, а также из-за примитивности транспортных средств, различий природных условий регионов и из-за того, что чай рос не везде, а собранные молоденькие листочки быстро теряли свои качества, гнили, плесневели и разлагались, чаеводы начали высушивать листья на солнце. Но в отличие от свежих листьев, которые было легко и приятно жевать, сухие не давали нужного эффекта. Тогда люди начали делать из них отвар.

Примерно в эпоху Троецарствия китайцы научились из свежих, только что собранных листьев с помощью рисовой пасты делать чайные комки, которым позже стали придавать форму кирпичиков, и сушили их в печи или на воздухе под солнцем. Такой кирпичный чай можно было долго хранить. Можно сказать, что в это время и появилась технология обработки чая в Китае. К эпохе Тан эта технология получила развитие, стала совершеннее. Так, Лу Юй выделил восемь категорий (по восьми оттенкам цвета) кирпичного чая. Из этой классификации становится понятно, что в эпоху Тан чайное производство было уже на достаточно высоком уровне.

В эпоху Сун широко употреблялись чайные брикеты. Это, по сути, все тот же прессованный чай танской эпохи, но технология его производства значительно продвинулась вперед: брикеты стали миниатюрными и изящными, на их поверхность теперь наносили узоры. Изображения драконов и фениксов означали, что чай отправят ко двору императора.

После падения династии Сун на смену прессованному чаю пришел рассыпной. В мануфактурах, занимавшихся переработкой чая, теперь производили его. А в эпоху Мин под влиянием императорского двора самым распространенным стал листовой чай, он почти вытеснил остальные. Изменилась и технология его обработки: если раньше свежие листья пропаривали перед завариванием, то теперь их прогревали в печи, а затем слегка прожаривали. Тогда же появились основные виды чая: зеленый, желтый, белый, красный и черный.

В эпоху Цин появился чай улун, который вместе с только что перечисленными разновидностями составил те шесть основных видов, которые существуют до сих пор.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Путь чая

Новое сообщение ZHAN » 28 мар 2022, 21:30

Чайный путь – специфическое явление в культуре. Термин «чайный путь» возник в Китае в эпоху Тан, но до сих пор не получил полноценного научного определения. В последнее время многие специалисты в области чайной культуры пытались с самых разных точек зрения объяснить его, однако до сих пор так никому и не удалось точно очертить границы явления, которое мы называем Путем чая.

Путь «чайного канона»

Книга «Чайный канон» содержит очень важные и точные сведения. В ней рассказывается об истории чая и опыте чайной культуры, накопленном ко времени создания книги, и одновременно с этим разъясняется «принцип умеренности, бережливости и скромности», который следует соблюдать при употреблении чая.

Автор уже в первой главе заявляет: чай как напиток более всего подходит для тех людей, кто искренен и трудолюбив, в своих мыслях и действиях всегда соблюдает должный этикет и к самому себе всегда предъявляет строгие требования. В этом проявились конфуцианские настроения автора – отказ от роскоши, стремление к простоте, спокойствие и трудолюбие. Он хотел, чтобы чай символизировал скромность и бережливость того, кто его пьет, чтобы во время чаепитий сохранялись строгие и простые традиции древности и при этом присутствовали бы высокий дух и изысканность.

Принцип соблюдения умеренности Лу Юй отстаивал ради поддержания здоровья души и тела, что соответствовало методам управления государством, которые тогда декларировались в княжестве Ци. Все эти принципы для Лу Юя являлись квинтэссенцией морали, которая должна пронизывать все чайные церемонии, они повторяются во всех главах «Чайного канона». Идеи Лу Юя и заложили главную мысль, стали лейтмотивом и основным содержанием китайской культурной традиции чайных церемоний.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Чай – натуральный продукт

Новое сообщение ZHAN » 29 мар 2022, 21:17

Китайская чайная церемония всегда не без оснований подчеркивает, что чай – это натуральный продукт. Чай – это бесценные листочки, дарованные нам милостью природы, поэтому, сажая и разводя чай, собирая его и приготавливая этот божественный напиток, мы должны учитывать закономерности, существующие в самой природе. Все происходящее на чайных церемониях должно быть естественным, их прелесть состоит в простоте и скромности. Не следует размахивать руками, топать ногами – все должно быть естественным и соответствовать велению души человека, на церемонии нужно избегать фальши и притворства.

В духовном плане все, что связано с чаем, несет в себе отпечаток постулатов даосизма, которые гласят, что чай помогает пьющему его почувствовать полную раскрепощенность души и своей внутренней природы. Когда пьешь чай, начинаешь ощущать внутреннее спокойствие и облегчение, в процессе чаепития внутренний мир человека поднимается на более высокий уровень, и он достигает того состояния, при котором исчезает собственное «я».

Чай – это творение природы, поэтому вся чайная церемония не должна отклоняться от «естественности», она предназначена для того, чтобы глубже раскрыть естественную суть чая и «слиться с природой». Любители чая должны прочувствовать всю естественную среду, окружающую чайную церемонию, для этого от них требуется по-настоящему естественно относиться к чаепитию и всей своей душой стремиться навстречу «пути природного естества» – так они смогут достичь простого и гармоничного союза природной сущности человека с сутью самого чая.

Все это любители чая переняли из идей даосизма и затем развили собственную концепцию, а отражением этого можно считать общий для даосизма, конфуцианства и буддизма принцип достижения «единения неба и человека». Это и есть главная мысль, пронизывающая чайные церемонии, которые должны быть простыми и скромными, бережливыми и экономными.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Чай возвышает помыслы

Новое сообщение ZHAN » 30 мар 2022, 19:14

Хотя основой политической идеологии Китая на всем протяжении периода феодализма было конфуцианство, сами ученые-конфуцианцы под влиянием различных политических факторов нередко подвергались репрессиям. Поэтому в периоды Вэй, Цзинь и Мин, например, чайная церемония была для попавших в опалу чиновников единственной возможностью поделиться друг с другом мыслями и чувствами. Оценивая вкус чая, они оценивали саму жизнь, а чайную церемонию связывали со своими переживаниями, пристрастиями и стремлениями.

Со временем у образованных людей сформировалось единое понимание чайной церемонии: чай возвышает помыслы и помогает следовать Пути. Вкушение чая должно было способствовать нравственному и духовному совершенствованию, а чайная церемония – нести оптимистичную идею активного участия в общественной жизни.

«Чай возвышает помыслы» – это основа конфуцианской идеологии поддержания человеческого достоинства. Сторонники конфуцианства проповедовали, что для этого следует совершенствовать и тело, и дух, а заботясь о совершенстве, необходимо связывать его с любовью к людям, осознавать собственные ошибки и раскаиваться в них. Нужно уважать самого себя и других людей, необходимо упорно делать свое дело и не доставлять неудобства другим.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 66241
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

След.

Вернуться в Китай

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1