Ю-юй со смехом отвечает:«Срединные государства осуществляют управление на основе стихов и записей, обрядов и музыки, законов и установлений, но, несмотря на все это, в них часто происходят беспорядки. А вот у нецивилизованных жунов ничего подобного нет. Как устроено у них управление? Неужели не возникает проблем?».
«Именно в этом причина беспорядков в срединных государствах, ведь с тех пор как мудрейший Хуан-ди разработал обряды и музыку, законы и установления, он лично подавал пример их исполнения, почти не прибегая к управлению. Его потомки день ото дня становились все более высокомерными и развращенными. Они строго надзирали за подданными и наказывали их, опираясь лишь на силу законов и установлений. Подданные от такого притеснения доходили до крайности и, начинали роптать на правителей, требуя человеколюбия и справедливости. Так между правителями и подданными возникала борьба из-за причиненных обид… У жунов все устроено иначе. Высшие, обладающие простотой и добродетелью, применяют эти качества в отношениях с низшими, а низшие искренно и преданно служат высшим. Управление государством подобно управлению собственным телом. Когда не думают, с помощью чего оно управляется – это подлинное управление мудрых».
Чжу Вэнь (он же – Чжу Цюаньчжун) рано потерял отца и стал зарабатывать на жизнь преступным путем. В 877 году Чжу Вэнь присоединился к армии Хуан Чао и, благодаря своим способностям, быстро дослужился до генерала. В 882 году, после того, как восставшие потерпели несколько крупных поражений, Чжу Вэнь перешел на сторону императора и принял участие в разгроме армии Хуан Чао. В 883 году Чжу Вэнь был назначен цзедуши округа Сюаньу, центром которого был город Бянь (ныне это город Кайфэн в провинции Хэнань). В округе Сюанью была сильная армия и Чжу Вэнь приложил много усилий для того, чтобы она стала верной ему лично.«Чжу Вэнь воевал на четыре стороны, подобно Цао Цао, но более хитроумно».
[Вот деталь, характеризующая военную слабость империи Сун. Во время войны (1040–1044) Фань в 1044 году добился мира с Западной Ся на условии выплаты значительной дани серебром, шелком и чаем, но это считалось большим дипломатическим успехом, за который Фаня сделали помощником, то есть – заместителем цзайсяна.]«опоры государства с каждым днем ветшают, чиновников становится все больше, население страдает, варвары наглеют, на грабителей нет управы».
«классическое этико-политическое учение было обогащено философскими представлениями и впитало в себя кое-что из буддизма и даосизма».
Агуда был талантливым полководцем, а чжурчжэньская конница не знала себе равных, поэтому чжурчжэни не удовлетворились созданием своего государства, а вознамерились захватить все земли киданей. На сунском престоле в то время сидел император Хуэй-цзун (Сянь Сяо-хуанди), предпочитавший делам правления различные искусства – от каллиграфии до чайной церемонии.«Железо крепкое, но оно ржавеет и рассыпается, а золото не ржавеет».
Трактат императора должен был храниться в каждой семье, его отсутствие наказывалось по закону. Грамотные изучали его самостоятельно, а для неграмотных деревенские старейшины были обязаны устраивать публичные чтения.«Раньше сановники шли с императором одной дорогой и делали одно дело. Нынешние сановники ведут себя иначе – они мешают императору управлять государством, чем вызывают его гнев. Одна за другой возникают группировки, вынашивающие коварные замыслы».
Император приказал казнить Фан Сяожу и вырезать его род в десяти поколениях, что обрекало на смерть не только Фан Сяожу, но и его учеников. Согласно хроникам, было казнено около 900 человек, причем многих казнили на глазах у Фана Сяожу, который был четвертован последним. По этой истории можно судить о характере Вэнь-хуанди и о том, что он пресекал малейшее неповиновение так же жестко, как и его отец.«Принц Янь [такой титул носил Чжу Ди, пока не стал императором] – узурпатор».
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1