Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, регионах и народах планеты. Здесь каждый может сказать свою правду!

ИВАН КУПАЛА

ИВАН КУПАЛА

Новое сообщение NIKA » 24 июн 2016, 23:49

Изображение

Иванов день (Иван Купала, Иван Травник) – народное название великого праздника православного календаря – Рождества пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна (24 июня / 7 июля) праздник летнего солнцестояния.
Рождество Иоанна Крестителя было приурочено христианской религией ко дню летнего солнцестояния, которое наступает около 22 июня. Таким образом, с Рождества Иисуса Христа, которое приходится на день зимнего солнцестояния, солнце начинает «возрастать», а с Иванова дня – «умаляться». В народной традиции празднование Рождества Иоанна Крестителя соединилось с языческим празднованием солцеворота и культом Купалы.
Иванов день отмечали как праздник природы, которая к этому времени достигает высшей точки своего расцвета. После Ивана Купалы ее буйство постепенно «идет на убыль». Момент перехода был мифологизирован: старое уходит, новое еще не наступило – мир становится аморфным, размывается граница между «тем» и «этим» светом, на земле и на небе происходят чудеса.
Празднование Иванова дня начиналось после захода солнца в день Аграфены Купальницы. По поверью, в Иванову ночь и Иванов день окружающий человека мир на короткое время становится другим: солнце, небо, земля, вода, растения и животные изменяют свой привычный облик, открывают людям свои тайны, отдают им накопленное богатство. В праздничную ночь земля обнажает свои недра, позволяя человеку увидеть скрытое от него в другое время: обнаружить клады, услышать звон колоколов церквей, которые ушли в землю. Вода приобретает волшебные целительные свойства. Растения наполняются особой магической силой, переходят с места на место и разговаривают друг с другом.
В Иваново утро солнце играет – переливается разными цветами, подскакивает над горизонтом, исчезает, снова появляется, останавливается и снова катится по небу. Человек, увидевший его игру, будет здоров и счастлив. В Иванов день, как считалось, на один миг «раскрывается» небо и с небес на землю выглядывает Бог. Если человек окажется свидетелем этого чуда и успеет загадать желание, то оно обязательно исполнится.
В полные чудес Иванову ночь и Иванов день мужчины и женщины, парни и девушки отправлялись в луга, леса, к рекам и озерам. В Иванов день приято было собирать цветы и лекарственные травы. Они использовались для лечения болезней, для гадания и ворожбы. Сбор трав оформлялся под стать ритуальному действию: в течение двух-трех дней перед Ивановым днем полагалось говеть и идти за травами рано утром, до восхода солнца, прочитав «божью молитву». Придя на место, нужно было обратиться к земле с просьбой: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» Во многих губерниях России лекарственные травы женщины собирали обнаженными или в одних рубахах, с распущенными по плечам волосами. По возвращению растения относили в храм для освящения.
Изображение
Для гадания собирали лишь определенные виды растений: иван-да-марью («иваньковский цвет») – растение с двуцветными синими (фиолетовыми) и желтыми лепестками, богатку – цветок со светло-желтой пушистой головкой, а также набор из 12 различных трав. Эти травы, по поверью, могли раскрыть судьбу сорвавшего их человека. Для этого богатку или иван-да-марью ночью затыкали в избе за матицу – потолочную балку, а утром смотрели, распустилась ли богатка пышным цветком, не завяли ли цветки иван-да-марьи. Если нет – значит, человека ожидает радостная судьба, в противном случае ему грозили болезни или даже смерть. Букет из 12 трав девушки клали под подушку в надежде увидеть во сне своего суженого.
Сбором трав для ворожбы занимались колдуны и колдуньи, а также люди, отчаявшиеся решить свои проблемы обычным способом. «Ворожейными» травами считались: плакун-трава, которая якобы заставляет плакать нечистых духов, изгоняет нечистую силу, открывает доступ к кладам; адамова голова, дающая большую власть над людьми; одолень-трава, которая позволяет одолеть все препятствия, стоящие на пути; разрыв-трава – трава, открывающая все двери, разрезающая металл; девясил, помогающий в любовных делах; намлисей, защищающий в бою и делающий человека полководцем; ревака, с помощью которой никогда не утонешь, и др.
Сбор волшебных трав сопровождался различного рода магическими действиями, произнесением заговоров.
Среди колдовских трав особенно почитался папоротник, который, по поверью, ровно в полночь на один миг расцветал в глухом лесу, где не слышно петушиного крика. По легенде, широко известной всем русским, человек, которому удастся его сорвать, получит огромные знания, сокрытые в природе. Он будет знать все события, которые происходят в мире, все колдовские и природные тайны, научится понимать язык деревьев, животных и птиц, сможет превращаться в невидимку.
Изображение
В Иванову ночь до самого утра купались в реках, озерах и прудах. Считалось, что во время ивановского купания человек приобретает силу, здоровье, красоту, очищался от всех болезней, снимал порчу и сглаз. Престарелые люди вместо купания обливали себя водой из колодцев. Во многих деревнях существовал также обычай обрызгивать или обливать водой всех людей, появляющихся на деревенской улице. Наряду с этим были распространены и ритуальные омовения в банях, которые топили вечером накануне Иванова дня. Воду для таких омовений настаивали на душистых травах, парились веником, изготовленным не только из березы, а с добавлением ветвей плодовых деревьев, травы, цветов. В некоторых местностях России в Иванову ночь купали коней, чтобы они были сильными, до восхода «иваньковского» солнца поливали капустные грядки, чтобы в них не заводились черви.
Характерным развлечением Ивановой ночи в западных и западно-южнорусских губерниях было разжигание костров. Костры начинали приготавливать в день Аграфены Купальницы, их зажигали в момент захода солнца и тушили уже к восходу солнца в Иванов день. Костры имели значение избавительного, очистительного, обережного и продуцирующего действия. В них бросали старые ненужные вещи, одежду больных людей, что символизировало обновление жизни.
Огонь, устремляющийся вверх, соотносили с ростом и приумножением. По высоте пламени гадали, чей лен будет выше, а урожай больше. Считалось также, что огонь ивановского костра может соединить брачные пары. Парень и девушка, которые, взявшись за руки, перепрыгнут через костер, будут вечно любить друг друга. Если во время прыжка у девушки падал с головы венок, а парень его подхватывал, то он имел право к ней свататься. Огонь становился метафорой жизни.
Иванова ночь была наполнена эротикой. Парни и девушки вместе гуляли до самого утра, вместе купались в реках и озерах, что было не принято в другие дни, устраивали совместные трапезы на берегах рек. Взаимоотношения любовных пар были достаточно вольные: не возбранялись поцелуи, ласки, объятия, считавшиеся непозволительными в обычные дни. Девушка в эту ночь могла «играть» не обязательно со своим постоянным «ухажером» (миленком, дролей, почетником), а выбрать себе в пару любого понравившегося ей парня, даже из чужого села, что деревенским этикетом запрещалось в другие праздничные дни. Почетник же не имел права ее ревновать или сердиться на нее за «измену». Традиционные развлечения молодежи – хороводы, качели, пляски – сопровождались песнями с эротической направленностью.
Эротические забавы Ивановой ночи были тесно связаны с ритуалами, посвященными брачной тематике, с любовной магией и гаданиями о замужестве. Иоанн Креститель в фольклорных текстах воспринимался как устроитель брака:
- Святой Иван,
Что ты робишь?
- Ах, мой Боже,
Ляды полю.
- Святой Иван,
На что ляды?
- Ах, мой Боже,
Ячмень сеять!
- Святой Иван,
На что ячмень?
- Ах, мой Боже,
Пиво варить!
Пиво варить,
Сынов женить,
Дочек отдавать,
Пагас (приданое) делить.
В Иванову ночь девушками совершались различные магические действия, направленные на ускорение сватовства и замужества. Так, в Орловской губернии девушки пропахивали бороной вокруг села дорогу, чтобы к ним скорее приезжали сваты. В Смоленской губернии борозду проводили от дома девушки к дому нравящегося ей парня, чтобы он быстрее посватался.
Иванова ночь воспринималась народной традицией и как страшная ночь: в это время активизировалась вся нечистая сила. В Ярославской губернии, например, считали, что в Иванов день водяной старается утащить на дно всех купальщиков. В Тверской губернии говорили, что леший в эту ночь заманивает в чащу гуляющих в одиночестве женщин и вступает с ними в любовные отношения. Особенно опасными становились колдуньи и ведьмы, которые портили хлебные поля и отбирали у коров молоко. Ведьма, желая забрать молоко у коров, поднималась в полночь на самое высокое место в деревне, ставила с собой кринки и читала специальное заклинание, например такое: «Беру молоко, да не все». С этого момента коровы плохо доились, а кринки ведьмы были всегда полны молоком. Колдуньи отправлялись на поле и делали там пережин, то есть выстригали или вытаптывали ногами колосья, в результате чего во ржи появлялись полосы, шедшие с угла на угол или крест-накрест, а зерно с такого поля при молотьбе попадало в закрома колдуньи. Крестьяне, старались защититься от демонических сил, втыкали в дверную колоду нож, ветви можжевельника, татарник, читали различные заговоры и заклинания, отгоняющие нечистую силу:
…Вы катитесь, ведьмы,
За мхи, за болота,
За гнилые колоды,
Где люди не бают,
Собаки не лают,
Куры не поют, -
Вот там и место!
Иванов день, отмечавшийся русскими крестьянами в XIX – первой четверти XX века, был отголоском древнеславянского праздника в честь солнца. Частично картина этого праздника сохранилась в памятниках литературы XVI – XVII веков. В послании игумена Елеазарова монастыря Памфила наместнику Пскова князю Дмитрию Ростовскому от 1505 года такое описание поведения людей в ночь Ивана Купалы: «Егда бо приидеть самыи праздник Рожество Предотечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селах взбесятца в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими неподобными игранми сотонинскими, плесканием и плясанием, женам же и девам и главами киванием, и устнами их неприязнен клич, вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногам их скакание и топтаниа; ту есть мужем и отроком великое падение, ту же есть на женско и девичье шептание блудное им воззрение, тако же есть и женам мужатым осквернение и девам растлениа».
В купальских мифах многих европейских народов огонь (земное и небесное солнце) и вода осмысляются как брат и сестра, вступившие в кровосмесительный брак. Купальский цветок иван-да-марья рассматривается как из земное воплощение, желтый цвет олицетворяет одного из них, синий – другого. О том, что празднества Иванова дня – пережитки древних обрядов поклонения солнцу, говорит и само слово «Купала», которое происходит от глагола «купать», а в его основе лежит индоевропейский корень kup со значением «кипеть, вскипать, страстно желать».
Изображение
Источник: Шангина, И.И. Русские праздники/ Изабелла Шангина, Анна Некрылова. - Санкт-Петербург : Азбука, 2015. - 461, [1] с. : ил. - (Русская энциклопедия). - Слов. устар. слов: с. 455-458.
Аватара пользователя
NIKA
старший сержант
 
Сообщения: 813
Зарегистрирован: 02 янв 2016, 18:47
Пол: Женщина

Вернуться в Обычаи и праздники славян и прочих политеистов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron