Из цикла: Защищая прошле - сражаемся за будущее
Волею случая некоторые сведения 10 об оккупационном периоде Дзержинского района во время Великой Отечественной войны не так уж давно попали в руки автора. Прочитав горькие страницы суровой правды, он был не только удивлен, но и крайне потрясён многими подробностями истории своего города.
Советский Союз пытался не одно поколение людей воспитывать на примере «Молодой гвардии», воздавая должное комсомольцам, далекого и незнакомого, Краснодона, и всем остальным защитникам Родины, пожертвовавшим своими жизнями, ради того, чтобы родились все мы: правильные, и – не очень. Из школьной программы дзержинцы знали: где-то немцы уничтожали советских граждан, сбрасывая их в шахтные шурфы, и иногда – живьем; они полагали, что подобные проявления жестокости могли происходить где угодно, и как угодно, но только не в родном городе, расположенном на западной окраине Центрального района Донбасса.
Многие из восточных славян, восхищаясь Европой, заученно твердят, мол, она – колыбель современной культуры и демократии, и соглашаются с тем фактом, что им до неё далеко. Можно и согласиться: далековато…
История не даст соврать, но в VI веке, когда в Европе многие народности еще ходили в шкурах, и находились, чуть ли не «в последней стадии первобытнообщинного строя», уже тогда началось формирование Киевской Руси, в виде мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье («Повесть временных лет», Нестор).
Прошло еще почти пять веков, и историки-летописцы отметили в своих трудах, что миновала тысяча лет, с того момента, как умы европейцев захватила самая человечная и добродетельная религия; правда, они забыли упомянуть о том, что их просвещенные соотечественники, во имя справедливости и заботы о ближнем, продолжали заживо сжигать себе подобных, варить их в смоле, и сажать на кол. В то время на Руси, еще исповедовавшей культ древних языческих богов, крайне негативно относились к проявлениям подобной излишней жестокости, даже в тех случаях, когда совершались казни своих врагов.
В средние века просвещенная Европа все также презрительно отзывалась, не изменив своего мнения, о восточных варварах; а святые отцы-инквизиторы, одной рукой продавали индульгенции, второй – немилосердно поджигали костры-аутодафе, на которых тысячами горели еретики, освещая путь «европейской культуры» к прогрессу...
Историю руссов (россов, русинов) бесконечно перевирали иностранцы. Что мы знаем, или, хотя бы помним, о наследии великого историка древности Еремея Русского, жившего в XIII веке? Ничего. Хотелось бы верить, что часть его рукописей («Анналы русские», иногда: «Московские анналы», 1227), всё же хранятся в государственной библиотеке Венеции; однако они до сих пор преданы забвению. А ведь эти записи могли бы восстановить множество пробелов истории, как нашей, так и… благородной Европы.
По официальной версии, сочинения Еремея Русского до настоящего времени не сохранились, но Мавро Орбини 11 в своей «Историографии народа славянского» ссылается на него: «Нанесли руссы большой урон и Греческой Империи. При императоре Льве Лакапене в Большом море флотилия из 15 000 парусных судов с неисчислимым, как пишет Зонара, количеством воинов внутри осадила Константинополь. То же повторилось и при императоре Константине Мономахе. На основании этого можно судить о величии и могуществе славянского народа, сумевшего в короткое время создать столь великий флот, что прежде никакому другому народу не удавалось. Однако греческие писатели, стремясь возвеличить деяния своего народа, пишут, что руссы вернулись домой почти с пустыми руками. Еремей Русский в своих анналах, напротив, свидетельствует о том, что руссы перебили многих греков и вернулись домой с большой добычей…
Я обхожу теперь молчанием другие достойные деяния этого могущественного народа, поскольку в намерения мои не входит написание анналов, я хочу лишь вкратце упомянуть наиболее достойные деяния славянского народа. Тем, кто пожелает узнать все подробности, советую обратиться к анналам Еремея Русского…».
…Миновали очередные пять столетий, и в ноябре 1941 года, топот армейского сапога цивилизованной Европы раздался на улицах Дзержинска, превратившегося, из небольшого мирного шахтёрского городка, большей частью, в дерзкий и непокорный. Чужая речь, повиснув в воздухе, напомнила славянам о значительном пробеле в истории Древней Руси, (характерном также для некоторых европейских стран) – она в своем развитии миновала рабовладельческую стадию.
Новая власть наперво принялась за основательную чистку населения. В оккупированном Дзержинске, в числе первых жертв оккупантов, бельгийскими солдатами, были расстреляны: М. Т. Татаренко и Степанский; первый – за хранение оружия, а другой – просто… как еврей. Казнь произошла около шурфа шахты № 1-1 «бис», куда и были сброшены трупы. Днями позже процесс уничтожения дзержинцев начал набирать обороты…
* * *
Допустим, ещё можно понять румын, венгров и финнов, воевавших на стороне немецких нацистов, потому как их правительства лелеяли мечту о возврате спорных территорий, также хорватов, норвежцев, итальянцев и словаков – их страны (как и первая тройка), в отличие от Испании и Дании, воевали с СССР, сделав официальное объявление войны. Но что бельгийцы забыли, или пытались найти, в небольшом шахтерском городке? Ответ довольно примитивен: если они не исполняли свой священный долг, следовательно, – ландскнехты. После начала войны с СССР, Гитлер объявил крестовый поход против жидо-большевизма. Помимо регулярных союзных войск девяти европейских государств, под знамена Третьего рейха встало два миллиона добровольцев со всего света (искатели приключений прибыли даже из Сирии и Аргентины).
Против Советского Союза сражалась вся континентальная Европа. Триста пятьдесят миллионов человек (нужно исключить из этого числа лишь членов национального Сопротивления), независимо от того, воевали ли они на фронтах, или были заняты в производстве – все они делали одно общее дело: стирали советские населённые пункты с лица земли, по возможности стараясь истребить их жителей. Впервые о войне на уничтожение (Vernichtungskrieg) в Германии заговорили только в 1980-е гг. Нарушила табу газета «Цайт» (1987) статьёй Вольфрама Ветте «Ограбить, разрушить, уничтожить. Бремя 1941 года. Поход против Советского Союза был с самого начала войной, направленной на разграбление и уничтожение». Задел сделан, и в немецкой прессе появилась новая тема, к которой общество сначала отнеслось осторожно, затем последовало несколько громких конференций и изысканий, посвященных преступлениям нацизма на Востоке.
«Фюрер весьма доволен прилежанием и изобретательской одаренностью чехов. В этой войне заводы «Шкода» оказали нам величайшую и бескорыстную помощь и теперь снова создают новое двуствольное зенитное орудие. «Шкода» будет существовать... Чехи – приятное и замечательное исключение среди славян…» (П. Й. Геббельс, «Дневники», 18.03.1941). Большинство орудий крупного калибра, применявшихся при осаде Ленинграда, были изготовлены в Чехии и Франции; снаряды также произведены на заводах «Шкода» в Брно и Шнейдера в Крезо 12. А самым крупнокалиберным орудием, обстреливавшим блокадный город, стала 520-мм французская гаубица, стрелявшая снарядами весом 1654 кг. Вот так Чехия и Франция дружно, рука об руку, работали в течение всей войны у станков на благо немецкой идеи. И если чехов не так уж было много на фронте, то в тылу братья-славяне трудились на славу, выпуская: самолеты, танки, огнестрельное вооружение (1 млн винтовок и пистолетов, более 40-ка тысяч пулемётов, около 4,5 тысяч орудий и миномётов) и огромное количество боеприпасов к ним, варили сталь, и катали броню. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» также актуально звучал в Европе…
Нейтральная Швеция, оказавшись между Норвегией, оккупированной немцами, и Финляндией, союзником Германии, быстро переориентировала свою торговлю на Германию, а её железная руда превращалась во всё, что может убивать… В Германию шли 60% продукции, изготовляемой шведской машиностроительной компанией SKF, крупнейшим в мире производителем подшипников.
Воюющая Финляндия получила (1940–1943) от шведов оружие и военное снаряжение, провиант, а также кредит в 300 миллионов крон.
Американский филиал SKF (пока США и Третий рейх воевали между собой) благополучно продал (через нейтральные страны) Германии два миллиона подшипников и техническую документацию. В этой американской фирме работал некий Гуго фон Розен, брат жены Германа Геринга, девичья фамилия которой – Зоннеман…
Нейтральная Швейцария продавала Германии оптические прицелы, авиаприборы, зенитки, боеприпасы, станки, и т. д. Немецкое правительство получало кредиты в швейцарских банках; а за немецкие марки покупалось золото, столь необходимое для международной торговли и прочих операций.
Помогали, кто, чем мог – лишь один французский филиал автомобильной швейцарской компании «Заурер» передал (1943–1944!) Германии 1758 военных грузовиков.
Нейтральная Турция поставила Третьему рейху около 16,7 млн тонн хромовой руды. Уже в 1940-м году 75% португальской вольфрамовой руды экспортировалось для нужд немецких военных заводов. А без упомянутых металлов – не сваришь хорошую сталь для танковой брони.
Только из одной Бельгии немцы, в качестве трофеев, вывезли 350 тысяч автомобилей – столько же СССР получил за четыре года из США. Для мудрой Европы пришло время делать деньги…
* * *
И если жители просвещённой Европы ковали (по крайней мере, старались) победу Третьему рейху, то дзержинские полицаи, зверствуя, отводили душу, уничтожая, как личных врагов, так и врагов братского немецкого народа. Зима наступила – лютая. Копать могилы – бесполезное дело. И кто копать-то будет? Допустим, свою могилу копать – могут сами расстрельные. Это понятно, что должна быть хоть какая-то самоокупаемость. Но тогда, сколько нужно провести часов на морозе господам полицейским, охраняя копачей? Поэтому для этих целей лучше всего годились шурфы. Быстро, глубоко – с глаз долой, и даже летом – никакого запаха; а пока тысячелетний рейх будет осваивать русские равнины, там, под землёй, всё сгниёт… Заброшенных и действующих шурфов на территории города – тьма-тьмущая 13, и некоторые из них стали безымянными могилами для многих горожан.
Имеющиеся списки дзержинцев, уничтоженных оккупантами и полицаями – малочисленны по причине (опять же) отсутствия сведений. Наше общество, как в «застойное» время существовало, лишенное необходимой информации о своем прошлом, так и сегодня, приобретя виртуальную свободу, по-прежнему живет в информационном вакууме. Семь десятилетий прошло с начала Великой Отечественной войны, а мы до сих пор так мало знаем, не только о событиях того периода, произошедших в родных городах, но и о стране, в которой вообще-то мы живём; и всё, чем простым смертным приходится довольствоваться – это несколько летописей, пропущенных современными искателями «Трипольских горшков» через «кривые зеркала».
Долгих 70 лет соответствующие органы держат под замком правдивую историю своей страны! Если бы «Кравчуки» и остальной люд изучали по учебникам не прилизанную хронику СССР, а хотя бы по малой части достоверных фактов издевательств нацистов и их пособников над мирным населением оккупированных стран, то, возможно, сегодня никто не стал историю ВОВ рассматривать с двух сторон, настойчиво ища «соринку в чужом глазу», и тогда не нужно было бы задумываться о надвигающейся деградации общества, или о новом великом потрясении.
Однажды хорошие слова сказал плохой человек: «Отними у народа историю – и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом». Имя плохого человека – Пауль Йозеф Геббельс.
И кого теперь нам считать виновным в утрате собственной истории?
Незадолго перед приходом врага, часть жителей Дзержинска покинула родные дома, и растворилась среди огромной многонациональной массы беженцев на просторах России, или вступила в ряды Красной Армии. Большинство горожан, обременённых детьми, а то и просто возрастом, остались дожидаться скорого освобождения, надеясь, что, может быть, пронесёт… Но, были и такие, которые временно затаились, чтобы с приходом нацистов гордо выпрямиться, и сделать заявку о претензиях к Советской власти.
Отдавая должное мужеству и храбрости своих земляков, и, пытаясь славить свой родной край, одновременно автору приходится удивляться тому немалому количеству людей, согласившихся сотрудничать с оккупантами. Справки, составленные по архивным данным СБУ и Донецкого областного архива, хранят чёрную правду – 221 человек начали искать свою лучшую долю под эгидой Третьего рейха. Выходит, в небольшом шахтёрском городке появился целый батальон гитлеровских приспешников. Какие силы понадобились бы, чтобы выбить эту боевую единицу с хорошо укреплённых позиций? Стоит заметить, что 118-й полицейский батальон 14, принимавший участие в уничтожении Хатыни, в своём составе имел 270 человек.
Рассказы очевидцев свидетельствуют, что не все дзержинские полицаи являлись рьяными помощниками нацистов. Пусть 10-20 мужчин были поставлены на грань выбора… Нужно согласиться – не каждый человек сможет осознанно предпочесть собственную смерть мифической преданности. Допустим, что 10, 20, 30 земляков в обмен на сохранение жизни согласились носить повязку на левой руке, научились говорить: «Яволь!» и вытягиваться в струнку при виде чужой формы. Шатнулась совесть – Бог с ней… Но батальон предателей всё равно остался! Надлежит помнить – добропорядочных людей в полиции служило крайне мало, потому как особенность выбранной работы не позволяла подобную роскошь.
«Выясняется, что в занятых немцами странах Западной Европы сотрудничество с оккупантами было почти поголовным. Причём если у нас служба немцам всё-таки воспринималась, в том числе, и в народном сознании, как предательство, а уж если бургомистром становился бывший советский или партийный чиновник, а полицаем – бывший милиционер, то такой поступок расценивался как особо циничный и непростительный, то на Западе это было в порядке вещей – полиция и органы местного управления продолжали исправно функционировать и при оккупантах» (Чуев С. «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III Рейха», М., ЭКСМО, 2004).
Общаясь со своими героями, автору приходится становиться невольным обладателем чужих откровений: звучат имена людей, и фамилии потомков пресловутого дзержинского «батальона», которые сегодня встречаются даже в городском телефонном справочнике…
Да, существует золотое (или скользкое?) правило: «Сын за отца не ответчик». Но ещё существует народная мудрость… Народная мудрость, а иначе и быть не может, оттого что она – это правило, проверенное веками: ведь народ никогда не ошибается. И автору, всё чаще приходится обращать внимание на эти два правила. Первое озвучено: «Сын за отца не ответчик»; второе гласит: «Яблоко от яблони недалеко падает» 15.
Бродя по закоулкам чужой памяти, и, спотыкаясь о, казалось, ненужные фамилии, стоит согласиться со вторым вариантом – нельзя спорить с копилкой человеческого разума.
Отслеживая аналогичные случаи, можно было бы, обобщив их, громогласно заявить: «В организме человека присутствует «ген предательства», который, при определённых обстоятельствах, начинает выполнять надлежащую функцию», и тут же опровергнуть неожиданное предположение, потому, как на эту тему ещё нет соответствующей научной диссертации. Диссертации, правда, нет, но вопреки здравому смыслу, увы, из небытия восстают родословные с появившимися перевёртышами, у которых вышеозвученный ген выработал определенную стратегию взаимоотношений с окружающим миром.
С другой стороны, чему здесь удивляться, когда пламенный революционер Лев Троцкий, начиная с августа 1918 года, начал в России насаждать культ Иуды Искариота, объявив того пракоммунистом. Затем в городе Свияжске открыл первый памятник Иуде в истории человечества, предварительно расстреляв настоятеля Свияжского Успенского монастыря, епископа Амвросия (Дудко).