Мат на Руси существовал испокон веков. Другое дело, что он находился под запретом. И на то имелись свои причины.
Сакральная сущность матаГипотеза о том, что обсценную лексику русские позаимствовали у татар, уже давно опровергнута исследователями. Как выяснилось, мат употреблялся еще в древнеславянские времена и имеет индоевропейские корни.
Другое дело, что поначалу матерные выражения вовсе не считались бранными (кстати, по одной из версий, бранью ругательства стали называть, так как их использовали воины на поле брани). Их применяли в различных оккультных ритуалах для обращения к языческим божествам. Наши предки рассматривали их как «слова силы», которые нельзя было поминать всуе. По мнению филолога А. Плуцера-Сарно, мат входил в состав славянских заговоров, а произносили их, обращаясь к магической силе, якобы содержащейся в половых органах, которые древние наделяли сакральным значением.
Б.А. Успенский в работе «Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии» сообщает, что
«матерщина имела отчетливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве, <…> широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения — свадебных, сельскохозяйственных и т. п., — то есть в обрядах, так или иначе связанных с плодородием: матерщина является необходимым компонентом обрядов такого рода и носит безусловно ритуальный характер».А вот в повседневной жизни «черная брань», как ее стали называть впоследствии на Руси, была табуирована. В языческие времена нельзя было материться в собственном доме и даже хлеву (так можно было сглазить скотину).
В эпоху христианства церковь объявила обсценную лексику «бесовской», так как видела в ней пережиток язычества. Все русские правители вели беспощадную борьбу с матерщиной. Тем не менее, мат встречался как в повседневном обиходе, так и в фольклоре некоторых регионов России – песнях, пословицах, поговорках, частушках и даже сказках (о чем свидетельствуют, например, «Русские заветные сказки» А. Н. Афанасьева).
Московский регионПо-видимому, матерщина находила здесь широкое распространение, поскольку еще в 1480 году великий князь Василий III ввел законодательный запрет обсценных выражений. А его сын Иван Грозный велел «кликать по торгам», чтобы московиты
«матерны бы не бранились и всякими б непотребными речами скверными друг друга не укоряли».
Несмотря на это, немецкий путешественник XVII века Адам Олеарий в книге «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» констатировал:
«Малые дети, еще не умеющие назвать ни Бога, ни мать, ни отца, уже имеют на устах непотребные слова».В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, чтобы
«песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребной лаею не бранилися... А которы люди учнут кого бранить матерны и всяко лаею – и тем людям за такие супротивные христианскому закону за неистовства быти от Нас в великой опале и в жестоком наказаньи».Новгородский регионОбсценная лексика обнаружена в четырех древнерусских берестяных грамотах, датируемых XII—XIII веками, найденных на территории Новгорода и Старой Руссы. Например, в одной из них сваха, обращаясь к некоей Марене, очевидно, по поводу предстоящего замужества ее дочери, упоминает «срамные» слова, относящиеся к женским половым органам. В другой некая Анна жалуется своему брату на какого-то Коснятина, с которым у нее вышел финансовый спор и который обозвал ее и ее дочь обсценным словом, обозначающим распутную женщину.
Северные регионы РоссииС приходом христианства мат начали активно искоренять из повседневного обихода. Но в тех регионах, где долго сохранялось двоеверие – то есть бытовали одновременно христианские и языческие традиции, обсценная лексика стала неотъемлемой частью фольклора. К этим регионам можно отнести Олонецкий край, Архангельскую губернию. Например, в олонецких сказках мат употребляется для «общения» с потусторонними духами – домовыми, лешими, покойниками и прочей нечистью. Правда, при публикации сказок (они записывались фольклористами со слов многочисленных сказителей) многие подобные моменты были убраны цензурой.
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.