http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=90707МЫСЛИ: А. Нуне. «PUSSY RIOT» КАК ЗЕРКАЛО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ. Полемика вокруг сурового наказания панк-девиц обернулась моральной дискредитацией патриархии и демонстрацией ее глубокого внутреннего разделения
Нет сомнений, такого эффекта от выступления панк-группы в ХХС не ожидал никто. Ни сами участницы, ни явные организаторы, ни даже закулисные. Особенно закулисные не могли предположить, что удар окажется таким точечным, рикошетом бьющим совсем не в ту цель, ради которой все затевалось.
От внимания публики не ускользнул тот факт, что акция была организована на очень высоком уровне, с созывом иностранных журналистов и профессиональных фотографов. В благонамеренности самих девушек никто не сомневался, они честно выразили свой протест в форме "панк-молебна", а на вопрос "Кто в этом был заинтересован?" многие без колебаний протянули указательный палец в сторону ставшего прочным за предвыборный период тандема "Патриарх Кирилл — Владимир Путин". Припомнили, как часто Патриарх в последнее время публично негодовал на непозволительную вольность, с которой в социальных сетях размещается информация о нем самом и о подведомственных ему делах, без всякого контроля и цензуры со стороны синодального Информационного отдела Московской патриархии.
Начиналось все с угроз "Задача Церкви - срывать маску с такого рода публики", а совсем недавно прозвучало уже почти жалобное заявление: "Тема медийного пространства, его наполнения, его влияния на душу человека — это то, над чем я сейчас больше всего думаю, и то, о чем я молюсь, потому что именно здесь диавол с Богом борется".
Вопреки канонам православной Церкви и "Основам социальной концепции" самой РПЦ МП (в которых говорится, в частности: "Невозможно участие церковного Священноначалия и священнослужителей, а следовательно, и церковной Полноты, в деятельности политических организаций, в предвыборных процессах, таких, как публичная поддержка участвующих в выборах политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее"), Патриарх Кирилл (Гундяев) смело и бескомпромиссно выступал в поддержку Владимира Путина, до такой степени, что поисковые машины в Интернете на запрос "Патриарх Кирилл верит" тут же выдавали в первой строке подсказку: "В победу Путина". В связи с этим Кирилл, усилиями которого, не без помощи некоторых архиереев, РПЦ МП все чаще стали называть в сети "Церковью жуликов и воров", мог рассчитывать на ответную услугу Владимира Путина, который известен тем, что "держит свое слово". И Владимир Путин не подкачал: не успев еще ответить на все поздравления с победой на выборах, он первое публичное выступление посвятил извинению перед верующими за панк-группу.
Теперь можно было довести запланированное до конца: совместными усилиями на основании прецедента выработать новый закон "о кощунстве", под который бы попадали всякие критические высказывания лично о Патриархе Кирилле (Гундяеве). Патриархия свою роль выполнила "на ура": тут же подключился слаженный хор возмущенных голосов о кощунстве. То, что часть этих голосов были искренними и независимыми, также входило в планы организаторов акции, и было им только на руку.
Все известные блогеры, постоянно и открыто выступающие со льстивой пропагандой Патриарха, тут же, как по мановению волшебной палочки, раздобыли и разместили в своих блогах фотографии с именами и домашними адресами предполагаемых участниц анонимной панк-группы, умело дирижируя хором возмущенных.
Но постепенно процесс начал выходить из-под контроля. Поначалу явно дозволенные высшим начальством агрессивные призывы в адрес участниц, направленные на то, чтобы напугать возможных несогласных и наконец "накинуть платок на каждый роток", выпустили джина из бутылки и привлекли к себе армию желающих дать выход своей агрессии. Даже вчерашние еще тихие "девочки-платочницы", благочестиво рассуждающие в своих блогах о смирении и прочих христианских добродетелях, поддавшись общей тенденции, начали разнузданно фантазировать о пощечинах и оплеухах, которые они готовы дать участницам "панк-молебна": "Ведь они оскорбили Патриарха!"
К тому же, вдохновленная легкой победой, патриархия в этом деле предельно обнажила свои методы, тут же вызвавшие ощущение дежавю у людей, помнящих советские процессы "по письмам трудящихся" и направленную партийную травлю в адрес отбившихся от общей линии.
Самой заметной жертвой стал протодиакон Андрей Кураев, уже в предвыборной ситуации проявивший свою неблагонадежность поддержкой оппозиции, и один из первых выступивший с просьбой не линчевать девушек-участниц молебна, вызвав множество благодарностей от части православных, к тому моменту уже напуганных проявившейся кровожадностью своих единоверцев.
Но патриархия сказала "фас!" устами протоиерея Всеволода Чаплина, председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, и первым выступил, как водится, самый чувствительный к подобным возгласам "председатель Ассоциации православных граждан" Кирилл Фролов. К нему поспешили подключиться другие чада Московской патриархии, самым большим ужасом для которых было бы отбиться от общего курса большинства.
Это было бы смешно, если бы не было так грустно: процесс, проводимый по лекалам, до карикатурности напоминал власть КПСС, вплоть до "товарищеского суда", проведенного над Кураевым. Занимательно, что, по инсайдерской информации, суд этот над Кураевым инициировал не кто иной, как протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. Татианы при МГУ, тот самый, который в свое время устроил в своем храме выставку с участием художников, прославившихся в свое время проектов "Осторожно: религия!" А ведь в свое время протодиакон Кураев одним из немногих поддержал о. Максима под шквалом критики за ту выставку в храме св. Татианы.
Надо заметить, справедливости ради, что протодиакон был не единственным клириком РПЦ МП, взывающим к снисхождению в отношении "Pussy riot", но имена прочих я не осмелюсь назвать из страха, что в их адрес последуют такие же унизительные публичные репрессии.
После того, как с благословения высокого начальства из бутылки выпустили джинна агрессии, ситуация не только вышла из-под контроля, но начала развиваться по законам театра абсурда. Суд над Кураевым устрашил только зависимых наблюдателей, независимые же сразу начали выказывать изумление по поводу того, что до сего дня не устраивались публичные суды над разными представителями РПЦ МП, позволяющими себе в сети тенденциозные замечания. По этому поводу не раз составлялись коллективные жалобы в патриархию, оставшиеся без ответа, как в случае того же неоднократно высказавшегося за наказание Кураева протоиерея Всеволода Чаплина.
Оскорбленным просьбой Кураева о снисхождении почувствовал себя и телеведущий Максим Шевченко. Совсем недавно блоги обошла видеозапись участия Шевченко в погребальной мусульманской церемонии, где "православный телеведущий" патетически восклицал "Аллаху акбар!" По канонам православной Церкви такие молитвы с иноверными недопустимы и их участник отлучается от Церкви. Шевченко не только ничего за это не было, но он не отказался от амбиций выступать от имени РПЦ МП и заявил по поводу Кураева: "Я не хочу, чтобы в моей Церкви был человек, который пишет подобные кощунственные гадости". Верный канцеляриту советских времен, как и все публичные "осуждатели" Кураева, Шевченко потребовал "рассмотреть вопрос о его пребывании в рядах священнослужителей Русской Православной Церкви".
Советские методы проявились и в преследовании других несогласных. С инициативой составить письмо от имени верующих и неверующих с просьбой к Патриарху помиловать кощунниц и попросить светскую власть их освободить выступила прихожанка храма Успения на Успенском вражке в Москве Лидия Мониава. Она известна своей многолетней бескорыстной работой, а лучше сказать – служением, в хосписе с умирающими детьми. В адрес Мониавы посыпались угрозы и всевозможный "компромат", как только она составила письмо.
В отношении самих девушек провернули нехитрый, но, очевидно, также заранее спланированный трюк, на который, тем не менее, многие клюнули. По подозрению в участии в "молебне" сначала арестовали двух девушек, несмотря на то, что обе свое участие в акции отрицали. Одна из них, Надежда Толоконникова, широко известна в сети своим членством совсем в другой группе — скандально известной "Войне". Тут недостатка в компромате, как в случае с Лидией Мониава, не было. Немедленно выложили все ее фотографии и подробности биографии в бытность ее в группе "Война", взывая к чувствам православных. И православные не преминули, окончательно забыв о вопросе Христа "Кто первым бросит в нее камень?", продемонстрировать свое возмущение. Позволив себе не заметить, что речь идет лишь об одной девушке, которая к тому же отрицает свою причастность к панк-группе, православные, в порыве благочестия, крыли без зазрения ненормативными эпитетами всех участниц панк-группы.
В ход пошла и другая дезинформация. "Комсомольская правда" вышла с заголовком: "Куратору Pussy Riot после похожей выходки в Европе вкатили 8 месяцев работ", в то время как известно, что Плуцер-Сарно является куратором группы "Война" и никакого отношения к " Pussy Riot" никогда не имел, и в Бельгии за свою действительно отвратительную акцию не получил никакого приговора, бельгийский суд его оправдал.
Официальные представители РПЦ МП, как то о. Всеволод Чаплин или Владимир Легойда, разжигание ненависти и призывы к насилию со стороны чад РПЦ МП покрывали в публичных выступлениях, аргументируя свое нежелание попросить милости со стороны власти в отношении девушек уже якобы и так проявленной милостью: "А ведь могли бы и топориком по головкам".
Абсурдность и несоразмерность реакций сошедшихся в общем гневе чад РПЦ МП усиливалась протекавшим параллельно судебным процессом, истицей на котором выступала зарегистрированная в квартире Патриарха Кирилла Лидия Леонова, еще в бытность его Смоленским архиепископом являвшаяся постоянной спутницей иерарха. Некоторые наблюдатели даже пришли к выводу, что "панк-группу" запустили в храм, чтобы затем вызванным шумом заглушить именно этот судебный процесс о квартире и отвести внимание.
Как бы то ни было, чад РПЦ МП это судебное дело оставило практически равнодушными и не сбило их нарастающий гнев в сторону от панк-группы. Не были сбиты с толку верные чада Патриарха Кирилла и появившимся во многих блогах сообщением, что при Даниловом монастыре, в гостинице РПЦ МП "Даниловская", многие годы существует медицинский центр, предлагающий в перечне услуг аборты и "пластические операции по возвращению девственности". Многие из них даже находили оправдания этому, как в комментариях к этой записи, основная же масса предпочла вновь "не заметить", продолжая выплескивать свою агрессию по разрешенному и одобренному каналу.
Но, как выяснилось, тут-то и заключался просчет организаторов: основная масса внешних наблюдателей испытала шок от уровня агрессии, который продемонстрировали называющие себя православными. А ведь таких внешних наблюдателей в России большинство. Даже по самым оптимистическим оценкам, доля воцерковленных прихожан РПЦ МП не превышает 6 % от "принадлежащих к православию по культуре". Речь идет о таких воцерковленных, которые регулярно посещают службы и способны отличать добро и зло лишь по указке священноначалия.
Жестокость меры пресечения, призванная, видимо, устрашить остальных, вызвала фрустрацию у сторонних наблюдателей. Блоги были переполнены изумленными записями о том, как в деле о мелком хулиганстве заключили под стражу двух матерей малолетних детей. А ведь в то же самое время, параллельно, в Казани выпустили под подписку о невыезде убийц и насильников.
Относительно личности самих арестованных у наблюдателей также возникли подозрения. Если с Надеждой Толоконниковой все понятно, ее взяли в качестве идеального объекта для слива гнева праведников, то чем определялся выбор второй участницы, о которой не было выпущено ни одного слова "компромата"? Ведь, как уверяют адвокаты арестованных, участие ни одной из них в акции 21 февраля не доказано. Почему же из довольно большого числа участниц группы "Pussy riot" была выбрана именно Мария Алехина? По поводу этого высказывались предположения, что выбрали молодых матерей не только с целью демонстрации жестокости и серьезности намерений, но и с большей возможностью оказать давление и добиться желаемых признаний, угрожая в противном случае долгой разлукой с детьми.
Чрезвычайную серьезность намерений продемонстрировал и "платеж" Владимира Путина, которым долг красен.
Изумление публики неадекватностью реакции в числе прочих выразила Юлия Латынина: "Говорят, Путин действительно лично распорядился отыскать девиц. Еще до выборов. Судя по ретивости, с которой разыскивали, — похоже. Подытожим. О существенных фальсификациях на выборах Путину ничего неизвестно. Когда утонула платформа "Кольская", он ничего не сказал. Ни слова. Не реагировал Путин и на разные мелкие незначительные происшествия, которые обсуждали всякие недорезанные агенты Госдепа: на аварию на Ленинском проспекте, на смерть Магнитского, на доказательства того, что менты, следователи и налоговые чиновники, укравшие из казны 250 млн долл., спокойно продолжают жить и тратить честно наворованные миллионы. На обвинения бизнесмена Колесникова в том, что для Путина под Геленджиком построен дворец за 1 млрд долл., на рассказ бизнесмена Морозова о том, как ответственные за строительство Сочи чиновники вымогали у него взятки, на скандал с фондом "Федерация", когда Путин лично пел и играл на рояле на устроенном фондом благотворительном вечере, а потом выяснилось, что никаких денег никаким больницам фонд так и не перечислил… "Естественно, нам известно про это отвратительное происшествие", — сообщил журналистам пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков об акции феминисток. Как вы думаете, дождемся ли мы когда-нибудь момента, когда Дмитрий Песков прокомментирует в тех же выражениях гибель хоть одного российского гражданина, до смерти забитого ментами или перееханного чиновником на членовозе?"
Ну что ж, долг свой Владимир Путин отдал, совесть его свободна, станет ли он ее отягощать дальнейшей заботой о вызвавшей вдруг всенародную оторопь Московской патриархии? Особенно если оскорбления в адрес последней не будут касаться его лично?
Незапланированным следствием акции панк-группы было не только народное прозрение по поводу неадекватности "официально-православных". Акция стала тем мелким камушком, который, попав на стекло, имеющие пока что незаметные глазу трещины, вдруг запускает процесс, приводящий к распаду на мелкие осколки. Сами прихожане РПЦ МП будто впервые открыли для себя тот факт, что объединены под одним названием "Церковь" люди с весьма различными не только нравственными и политическими ориентирами, что нормально, но и верой. Как верно заметил библеист Андрей Десницкий в своем блоге, "споры православных вокруг "пусек" - они совсем не о "пуськах", по-моему. Это просто такая критическая точка, в которой становится особенно четко видно: православными себя могут называть люди очень разных взглядов и убеждений. При этом можно сказать, что всех их объединяет общий символ веры и общая Чаша, но если честно, то "в этот храм мы не ходим", и это давно так, и это с двух сторон. Можно говорить, в лучшем случае, о каком-то континууме: вот с N мы причащаемся вместе, а N причащается с M, и далее по алфавиту доберемся и до тех, с кем мы вместе в храме не встречаемся и с кем видим христианство очень по-разному. А медийное пространство общее. И в нем, как нетрудно заметить, всякое актуальное и значимое событие приводит первым делом к разделению: "ну нет, в отличие от этих, мы...". Причем "эти" - в первую очередь православные. Несвои свои. Оранжевые либерасты, или имперские путиноиды, или еще кто-нибудь. И главная полемическая задача – понадежнее замазать их сами знаете в чем, решительно размежеваться, как говорил великий Ленин. Дело тут не только в политике, это могут быть, условно говоря, "шмеманисты" и поклонники Матронушки. Вот правда ведь, кто почитает Шмемана, в очереди к Матронушке не стоит, и наоборот. Тут можно долго вздыхать об оскудении любви и падении нравов, но я немного о другом. Как вы считаете, верно ли будет сказать, что фактическое разделение уже состоялось и просто пока не оформлено? Это, кстати, совсем не значит, что его надо как можно скорее оформлять, вовсе нет. Или это естественное состояние умов, которое становится очевидным только благодаря распространению блогов и ФБ в народе, и всегда так было, только мы не замечали этого? Или это вообще новая постмодернистская реальность, когда каждый формирует свое мировоззрение на собственный лад и берет из православия то, что ему ближе, не заморачиваясь остальным? Заметьте, я не спрашиваю "а как надо правильно". Это тыщщу раз говорено, да толку мало.
Меня интересует: а что происходит?"
Итак, участницы акции цели своей достигли: им удалось продемонстрировать городу и селу кровожадность клерикалов и полное слияние верхушки РПЦ МП с властью.
А закулисные организаторы, кажется, просчитались... Теперь начало распада РПЦ МП будут отсчитывать с этого памятного выступления.