Politicum - историко-политический форум


Неакадемично об истории, политике, мировоззрении, регионах и народах планеты. Здесь каждый может сказать свою правду!

Один эпизод о нравах Румского султаната

Правила форума
Об азиатских странах и народах Средневековья

Один эпизод о нравах Румского султаната

Новое сообщение ZHAN » 06 янв 2014, 16:03

Храм святого великомученика Георгия Победоносца, о котором и пойдет речь, находится в долине Перистрема (в 32 км к юго-востоку от современного Аксарая). Это выжженное анатолийским солнцем плато прорезает глубокий каньон с крутыми склонами кровавого цвета, а по дну каньона протекает изумрудный поток Мелендиз, берега которого покрыты экзотическим лесом. Дикая природа ущелья сочетается с красотой более полусотни древних храмов, половина из которых расписана уникальными фресками, тысячелетней давности.
Храм святого Георгия расположен на скалистом мысу недалеко от небольшой турецкой деревни. Чтобы добраться до него, нужно карабкаться вверх по склону, распугивая ящериц, змей и хищных птиц. Историки полагают, что роспись храма относится приблизительно к 1283–1295 годам, когда на этих землях существовал Румский (Румом восточные авторы называли Малую Азию), или Конийский султанат турок-сельджуков. Конная фигура змееборца изображена справа в нише при входе в храм. Несмотря на частичные утраты живописного слоя, сразу бросается в глаза изящный узел, которым завязан конский хвост. По сельджукским миниатюрам известно, что так были убраны хвосты боевых коней султана Алп-Арслана (по-тюркски «Смелый лев», 1030/1029–1073/1072). Святой Георгий поражает трехголового дракона — один из традиционных образов Сатаны, появивишийся именно в Малой Азии. Рядом надпись: «Избавь мою душу от грехов».
Но особый интерес в храме вызывает ктиторская композиция, изображающая основателей храма. То, что мы видим на ней, достойно удивления. Справа от святого Георгия, на этот раз пешего, в молитвенном предстоянии изображен, как следует из подписи, некий Василий Гиагупис. А с лева — знатная женщина по имени Тамар, подносящая святому Георгию модель небольшого храма-базилики. Облачение донаторов (строителей храма), особенно Василия Гиагуписа, заставляет протереть глаза. Если дама одета по византийской моде XIII века в длинную хламиду зеленого цвета, с ожерельем и круглой шапочкой, то Василий Гиагупис выглядит совсем иначе. Он облачен в длинное тюркское платье (халат или кафтан) традиционной серо-голубой сельджукской расцветки с характерным орнаментом, а голову его венчает внушительных размеров белоснежный тюрбан. Что это? Один из элементов формы одежды у сельджуков, дань моде или удобный головной убор в жарком климате Западной Анатолии?
Изображение
Храм святого великомученника Георгия Победоносца. Георгий, Василий Гиагупис и госпожа Тамар.

А теперь прочитаем надпись над всей композицией. Она удивляет ничуть не меньше:
Этот очень почитаемый храм прославленного великомученика святого Георгия украшен с великолепием, благодаря заботам, сильному желанию и трудам госпожи Тамар и эмира господина Василия Гиагуписа. О! Победоносный Мученик Георгий Каппадокийский! Высокочтимейший и благороднейший великий Султан Масуд, а также Василевс Ромеев правитель Андроник!

В этой надписи удивляет все: и титулатура, и очередность упоминания. Имя неизвестной госпожи Тамар стоит перед именем полководца (эмира) Василия Гиагуписа. Странно, эмир — очень значимое лицо, чтобы не быть в числе первых. Но откуда взяться эмиру в православном храме? Дальше еще интереснее: имя византийского императора Андроника II Палеолога (Ανδρόνικος Β' Παλαιολόγος, 1260–1332), помазанника Божия, стоит не просто вместе, но и после мусульманского (!) правителя Масуда II (правил 1282–1304), причем титулатура у византийского василевса значительно скромнее, чем у сельджукского султана. Проведем неболшое рассследование.

Эмир по имени Василий
Некоторые исследователи предполагают, что родовое имя (фамилия) — Гиагупис — является производным от имени Иагупасан, так звали главу туркменского рода Данишмендов, ассимилированного сельджуками. Василий вполне мог быть христианином: в толерантном Румском султанате знать нередко открыто переходила в христианство. Но он вполне мог быть и православным греком на службе у султана.
Сельджукское «присутствие» в Малой Азии началось после разгрома ими византийской армии в предгорьях Кеседага (восточная Анатолия), при Манцикерте в 1071 году, когда в плен к туркам попал сам император Роман IV Диоген (Ρωμανός Δ΄ Διογένης, правил 1067–1071). Толерантность сельджуков к христианскому населению Анатолии приобрела массовый характер в XII веке. Принцип веротерпимости был сформулирован в декларации одного из ее правителей:
Мы не превращаем в рабов народы, которые находятся под нашим владычеством; Мы заселяем деревни подданными и они трудятся как для себя, так и для нас.
Христианское население при сельджуках пользовалось теми же правами и свободами, что и мусульмане, правда, христианам приходилось платить джизью — «налог на веру». Христиане сохраняли организацию своих церквей, свои религиозные институты; греческое население Рума поддерживало очень тесные контакты с Константинопольским патриархатом.
Из-за плохой сохранности написания титула Василия Гиагуписа существует два прочтения его должности — эмир (αμήρ ̉αυτης) и амирардзес (αμηράρζης). Если в толковании мусульманского титула эмир не возникает затруднений, то титул амирардзес несколько экзотичен: вероятно, это искаженное «амир ардзи». Амир ардзи возглавлял ведомство, снабжавшее сельджукскую армию ресурсами — продовольствием и рекрутами — и проводившее в ней выплату жалования. Таким образом, один из предстоящих перед покровителем воинов святым Георгием Победоносцем совмещал обязанности «зам. по тылу» и «главного военкома» Румского султаната. Скорее всего, Василий Гиагупис занимался набором христианских наемников, подразделениями которых руководили такие же командиры-христиане. Среди последних был, например, будущий император Византии Михаил VIII Палеолог (Μιχαήλ Η΄ Παλαιολόγος, 1224/1225–1282), который, спасаясь от придворных интриг, одно время находился при дворе румского султана.

Загадочная Тамар
Ещё более, чем образ христианского вассала сельджукского султана, интригует изображение женщины-донатора, «госпожи Тамар» (κυρα Θαμάρης), имя которой предшествует имени эмира, принадлежащего к военной элите Румского султаната. Кто эта благочестивая женщина в одеждах знатной византийской дамы, занимающая, несомненно, высокое социальное положение, на чьи средства построена и расписана церковь? Являлась ли она супругой эмира Василия? Текст посвящения и надпись на своде ничего об этом не говорят. Хотя женитьба правителей Малой Азии на христианских принцессах для скрепления политических союзов была распространенным явлением. В источниках того времени нередки упоминания о византийских и закавказских принцессах, грузинках и армянках, находящихся в гаремах мусульманских правителей. Вероятно, искать стоит все-таки в этом направлении. А имя Тамар заставляет в первую очередь прощупать «грузинский след».
Действительно, XIII век был времем интенсивных контактов между Грузией и Румским султанатом. Так, например, в 1224 году, чтобы породниться с правящей в Грузии династией Багратионов, сельджукский принц Мухаммад Мугис уд-Дин Туркан-шах даже принял христианство! Зато в жены он взял не кого-нибудь, а саму царицу Грузии Русудан (1194–1245). От их несчастливого брака родилась дочь Тамар. В 1237 году ее взял в жены румский султан Кайхосров II (правил 1236–1245). А вместе с невестой ко двору султана прибыло множество христиан, в том числе и фрейлины невесты.
Так вот, наша госпожа Тамар с церковной фрески вполне могла быть одной из знатных девушек, составляющих свиту невесты. Но другие историки даже более смелы в своих предположениях, они считают, что Тамар, построившая храм святого Георгия и Тамар, жена султана Кайхосрова II — это одно и то же лицо. Если это так, то история становится ещё более интригующей. Ведь султанша Тамар была дружна с великим поэтом и мусульманским мистиком Джалаледдином Руми (1207–1273) и входила в его знаменитый суфийский орден под именем Гурджи Хатум (Грузинской Дамы). Ко времени росписи церкви святого Георгия султанше Тамар должно было быть 58–60 лет. Очень жаль, что на фреске пострадал ее лик. Дело в том, что она приходилась родной внучкой самой великой царице Грузии Тамаре (1166–1213). Можно было бы сравнить черты лица нашей Тамар и ее знаменитой бабки.

Порядочный султан
Ещё одно интересное совпадение. Если на росписе в церкви святого Георгия действительно жена Кайхосрова II, то изображенный рядом султан Гияс ал-Дин Масуд II — это ее племянник. Тогда его лояльность к христианам обосновывается со всей очевидностью. Попутешествовав по округе, любой обнаружит, что в близлежащих христианских храмах мусульманина Масуда II добрым словом поминали нередко. Так, в Ак Манастире (Белом монастыре) неподалеку от Конии, близ портала центрального храма Святого Харитона, в надписи 1283 года упомянуты уже знакомые нам имена — Гияс ал-Дин Масуд II и Андроник II Палеолог. Говорят, этот христианский (!) монастырь любил посещать уже упомянутуый ранее суфий Руми. Поистине, Каппадокия — удивительный край!
В полутора километрах южнее церкви святого Георгия на том же левом берегу реки Мелендиз находится церковь с турецким названием Сюмбюлю килисе («церковь Гиацинтов»). Возможно, такое название храм получил по сцене Вознесения, где Иисус Христос изображен на фоне небесных сил или сияющих лучей (сохранность фрески не позволяет определить точно), но впечатление у зрителя создается такое, будто Христос находится в центре бутона цветка очень похожего на гиацинт, от которого расходятся семь лепестков. Фасад церкви выполнен в персидском стиле, как и фрески IX века. Например, Христос облачен в одеяние, больше похожее на ближневосточный халат, чем на канонические покровы, принятые в византийской живописи. В небольшой скальной церкви снова нашлось место и для изображения султана Масуда II, а относящийся к нему посвятительный текст опять же свидетельствует о его веротерпимости. Судя по всему, этот султан Рума являл собой образец мудрого правителя полиэтничного государства. Арабские хроники говорят о нем как о порядочном человеке, приводя в пример его смерть: чтобы «не потерять лицо» из-за давления кредиторов, он принял яд.

Великое в малом
Как удивительно — в небольшом скальном храме святого Георгия переплелись, как нигде, судьбы населявших Каппадокию народов. Необычные надписи и наряды персонажей в дошедших до нас храмовых росписях встречаются в разных местах этого удивительного края, но такую концентрацию экзотики увидите только здесь. На земле сельджуков, в «православном» ущелье вырублен храм святого Георгия Победоносца: его донатор — грузинка / султанша / исламский мистик / благочестивая христианка; другой предстоящий святому Георгию — православный грек (или христианский потомок рода Данишменд?!), облаченный в костюм знатного сельджукского вельможи. «В одном строю» стоят праведный султан-мусульманин, возглавляющий благодарственный текст, и византийский император!

Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Один эпизод о нравах Румского султаната

Новое сообщение IngvarRuricson » 07 янв 2014, 00:20

Я потрясён и растроган до глубины души этим постом, уважаемый Жан Бульбаш.

Маленькая поправка джизья не налог на веру, а плата за защиту. Сие подтверждается двумя фактами: 1) немусульмане по закону халифата не служили в войске и следовательно должны были оплачивать защиту себя и своих родных от внешних завоеваний и 2) джизья возлагалась только на мужчин способных держать оружие, все прочие зимми (немусульманские люди Писания) от этого налога освобождались. Таким образом, джизья это налог на содержание армии с тех, кто в этой армии не служил. Все мусульмане, способные носить оружие, без отговорок платили джизью собственной кровью.
И один в поле воин, Коли он не с топором, А с бумагой и пером.
Аватара пользователя
IngvarRuricson
призывник
 
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 09 янв 2013, 03:20
Пол: Мужчина

Re: Один эпизод о нравах Румского султаната

Новое сообщение ZHAN » 07 янв 2014, 00:44

IngvarRuricson писал(а):1) немусульмане по закону халифата не служили в войске и следовательно должны были оплачивать защиту себя и своих родных от внешних завоеваний

В рассматриваемый период халифат уже распался. И христиане служили султанату:
Василий Гиагупис занимался набором христианских наемников, подразделениями которых руководили такие же командиры-христиане. Среди последних был, например, будущий император Византии Михаил VIII Палеолог (Μιχαήλ Η΄ Παλαιολόγος, 1224/1225–1282)

Если джизью считать платой за защиту, то этот налог должны были бы платить все, кто не служил в армии, независимо от веры.

Джизья - налог, который платили немусульмане в счет мусульманского государства в обмен на их защиту и неприкосновенность имущества. Этот вид налога начать применяться еще в период жизни пророка Мухаммада, и о нем говорится в Коране:
«Сражайтесь с теми из людей Писания, кто не верует ни в Аллаха, ни в Судный день, кто не считает запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, кто не следует истинной религии, пока они не станут униженно платить джизью собственноручно»
(9: 29).
Джизья выплачивалась один, или два раза в год. Джизья могла быть выплачена мирным путем на основании договора мусульман с немусульманами, либо же в результате боевых действий, когда мусульманские войска захватывали территории населенные немусульманами. История джизьи восходит к пророку Мухаммаду, который договорился с христианами Наджрана о размере налога, который они обязались выплачивать мусульманскому государству, взамен на свою защиту. Согласно этому договору, они должны были выплачивать в месяце Сафар две тысячи, а в месяце Раджаб одну тысячу комплектов одежды. Каждый комплект одежды оценивался приблизительно в сорок дирхем (арабская серебренная монета весом около 3 г). Такой размер джизьи сохранялся до периода правления халифа Абу Бакра. В период правления халифа Омара территория исламского государства значительно расширилась, и в нее вошли многие немусульманские народы. В связи с новыми реалиями, налоговая политика претерпела некоторые изменения. С этого времени все совершеннолетние немусульмане должны были платить налог в размере четырех золотых или сорока серебренных дирхемов. Существуют различные мнения относительно того, с кого именно необходимо брать джизью. Например, Абу Ханифа говорил о том, что джизья берется с «людей писания» (иудеев и христиан) и язычников-неарабов. Арабы-язычники же должны принять Ислам. Аш-Шафии же считал, что джизью можно брать с «людей писания». А согласно Малику ибн Анасу джизья берется со всех немусульман. Джизья берется только с совершеннолетних, свободных мужчин, которые находятся в здравом рассудке. Больные, дети, женщины, рабы, старики освобождаются от этого налога, так как согласно шариату джизью должны платить только те, кто в принципе может быть в состоянии воевать с мусульманами. Относительно выплаты налога священниками и монахами имеются различные позиции в исламских мазхабах. Одни мазхабы допускают это, а другие нет. Размер джизьи также зависел от материального положения людей. Богатые немусульмане платили сорок восемь, люди со средним достатком - двадцать четыре, а малоимущие - двенадцать дирхем ежегодно. Выплата джизьи давала возможность немусульманам жить под покровительством и защитой мусульманского государства, а также гарантировала свободу вероисповедания ими своих традиционных религий. По сути джизья являлась видом государственного налога, который брался с немусульманского населения. Если немусульманин переходил в Ислам, он освобождался от выплаты джизьи.
Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Один эпизод о нравах Румского султаната

Новое сообщение IngvarRuricson » 07 янв 2014, 09:29

ZHAN писал(а):Если джизью считать платой за защиту, то этот налог должны были бы платить все, кто не служил в армии, независимо от веры.

Вы верно не обратили внимание на моё замечание, что все мусульмане без исключения служили в армии. Не служили лишь инвалиды, а с нетрудоспособного человека налог не возьмёшь, ибо он ничего не производит.
И один в поле воин, Коли он не с топором, А с бумагой и пером.
Аватара пользователя
IngvarRuricson
призывник
 
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 09 янв 2013, 03:20
Пол: Мужчина

Re: Один эпизод о нравах Румского султаната

Новое сообщение ZHAN » 07 янв 2014, 12:22

IngvarRuricson писал(а):все мусульмане без исключения служили в армии.
Вы путаете эпохи. Так было в начальном халифате. В Румском султанате не было обязательной воинской повинности для мусульман. :)
Да правит миром любовь!
Аватара пользователя
ZHAN
майор
 
Сообщения: 71867
Зарегистрирован: 13 июн 2011, 11:48
Откуда: Центр Европы
Пол: Мужчина

Re: Один эпизод о нравах Румского султаната

Новое сообщение konde » 17 авг 2016, 18:40

Руманией была вся Малая Азия, фактически кесария, ее корона в Константинополе была с главными четырьмя лилиями и вторыми элементами тоже четыре, султанат же о котором вы говорите занимал малую юго-восточную часть полуострова и имел он, точнее фактически сохранил и при тюрках ту же регалию - корону с восьмью флоринами. Тюрки из Центральной Азии пришли не как султаны о чем дано и в учебниках. Учесть надо что в империи каждая корона, то есть регалия олигарха, имела свою вариацию у бонетах, чалмы как их малюють еще, при этом достоинство бонета давался в минерале или драг. камне у основания султана (пера): жемчуг, рубин, алмаз. То же в империи было и у головных уборах гетманов, великий гетман империи и его подчиненые окрайные гетманы имели разные камни у своих гол. уборах. При этом головные уборы назначеных после псевдо "татаро-монгольской кампании" имперских гетманов в Киеве, Владимире-Суздальском, Вильне, и даже Праге и Таврическо-Херсонская имели те же очертания, кроме Праги - гетмана Восточной части Св. Римской империи, она же до года 1300 - Византийская Уния, до 275 - Сарматия.
Аватара пользователя
konde
сержант
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 май 2012, 11:48
Пол: Мужчина

Re: Один эпизод о нравах Румского султаната

Новое сообщение konde » 03 ноя 2017, 15:33

/В рассматриваемый период халифат уже распался. И христиане служили султанату/
- После Багдадского калифом стал султан Стамбульский. Что касается уже кому служили христиане на полуострове то ясно что подчинялись они султану который в известный год заменил на престоле в Константинополе руманского кесаря. Ну а кому подчинялся этот если янычары на полуостров набирались только их христиан которы по неизвестным причинам меняли султанов не по воле последних. Фактически кесарию Руманскую просто переименовали в "Турецкий султанат", христианам же на территории кесарии осталось лишь по своей воле остаться христианами или перейти к исламу, меняла же султанов центральная власть которая и доверила Османам да бы они командуя над военизированными приказами империи, в даном случае Янычары, разгромить непослушных руманов Малой Азии и румелов Иллирии. Объяснение почему после падения Угрии в год 1822, в 1826 году султан с верными ему войсками расстрелял из пушек казармы подчинявшиеся не ему Янычарского корпуса за одно, будучи подержан Западом, подмял под себя всю контролируемую через него территорию империи двуглавого орла, та ее часть что не подчинилась августу после 1722 года.
Аватара пользователя
konde
сержант
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: 07 май 2012, 11:48
Пол: Мужчина


Вернуться в Средневековая Азия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron