Происхождение
Этимология слова «Галичина» (или на русский манер «Галиция») до конца не ясна. Некоторые связывают его с названием одного из кельтских племен – галатов. В другом варианте это производное от греческого слова «галис» – соль. Здесь действительно с давних времен шла добыча соли, что подтверждает изображение топок соли на гербе Дрогобыча.
Люди в этом благоприятном с климатической точки зрения и богатом природными ресурсами регионе селились еще со времен палеолита. Уникальная древесина карпатских лесов и плодородные почвы, горные реки и минеральные источники, залежи полезных ископаемых и обилие строительного камня постоянно привлекали на эти земли завоевателей, что наложило свой отпечаток на дальнейшее развития края.
Червенские земли
С середины X века в галицких землях стал выделяться город Червен. В «Повести временных лет» рассказывается, как князь Владимир Святославович отвоевал его у поляков, а вместе с ним и земли, которые позднее в летописных источниках стали именоваться как Червонная Русь. Интересно, что и раньше население этого края контактировало с Русью. Так, белые хорваты совместно с Вещим Олегом участвовали в походе на Царьград.
На облюбованных червенских землях по легенде Владимир решил заложить город «во имя свое» – им стал известный сейчас Владимир-Волынский. Скорее всего, именно с Галичины в Киев стало активно проникать христианство. Известно, что недалеко от этих земель развернулась миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия, а в 982 году (за 6 лет до крещения Руси) там была утверждена православная епархия.
Червонная Русь до конца XI века подчинялась Киеву, выполняя функцию западных рубежей государства. Однако в период ослабления Киевской Руси, переживая бурный демографический и хозяйственный подъем, она приобретает все больше самостоятельности. Наибольших высот в культурном и экономическом развитии эти земли достигают во время княжения Даниила Галицкого (1201-1264).
Боярская власть
Независимое Галицко-Волынское княжество, имеющее выгодное географическое положение стало быстро возвышаться. Благодаря торговым связям с Западом и некоторой изолированности от внешнего влияния особый статус здесь получило местное боярство, которое в своих руках сосредоточило политическую и экономическую власть.
Формально в землях правил князь, однако, бояре, имевшие собственные войска и влиятельный орган власти – совет, могли вмешиваться в княжеские дела. Совет, куда также входили крупные землевладельцы, епископы и высшие должностные лица созывался по инициативе боярства и был призван ревностно защищать его интересы.
Боярская олигархия, несмотря на свою влиятельность, тем не менее, признавала легитимность власти Рюриковичей. Когда в начале XIII века боярин Владислав Кормильчич провозгласил себя князем, он вызвал единодушный протест боярства. «Не есть лепо боярину княжити», – объявили ему на совете. И, несмотря на сильное войско и богатство боярин-выскочка потерпел неудачу.
Полонизация
Постепенно Галичина все больше начала испытывать на себе влияние соседней Польши. Так, ушли в прошлое представители рода Рюриковичей, а на их место стали назначаться польские князья. К середине XIV столетия с восшествием на польский престол Казимира III (1310-1370) Галичина окончательно впала в зависимость от Польши. Нужно отметить, что шляхтичи, проживавшие на территории Галичины, были уравнены в правах с галицко-русским боярством – они не платили налоги и несли только военную службу. Позднее из употребления вышло русское слово «боярин», заменившись на польское – «пан».
Долгое время польское влияние на Галичину не воспринималось как владычество: здесь были сохранены местные законы, традиции и вера. Казимир III даже намеревался создать в Галичине самостоятельную православную митрополию. Однако после Флорентийской унии (1438-1439) и падения Константинополя (1453) Киевская митрополия, куда входила Галичина, все больше стала склоняться к союзу с Римом, что в конечном итоге предопределило судьбу религии. После Брестской унии (1596) на Галичине утвердилась грекокатолическая церковь.
Из рук в руки
Раздел Речи Посполитой в конце XVIII столетия затронул и целостность Галичины. Так, к 1795 году восточная и северная часть Галиции вошли в состав империи Габсбургов. Интересно, что австрийские власти принимают ряд мер, улучшающих положение населения галицких земель: они проявляют веротерпимость к различным религиозным группам, ограничивают в правах помещиков, создают программы по повышению культурного уровня населения.
В начале XIX века перемены снова сотрясают Галичину: в 1809 году вместе с Краковом Наполеон присоединяет ее западную часть к великому герцогству Варшавскому, при этом Тернопольский округ отходит к России. Но в 1815 году Западная Галиция присоединяется к царству Польскому, которое вошло в состав Российской империи, а Тернопольский округ возвращается Австрии.
Революции и политическая нестабильность Европы XIX столетия сказываются и на ситуации в Галичине. Появившаяся в 1848 году Конституция Австрийской империи способствует распространению демократических свобод: в Галиции отменяются крестьянские повинности и другие пережитки феодализма, одновременно набирают силу либеральные и национальные движения.
Беспокойный век
Трагическая первая половина XX столетия, разразившись двумя мировыми войнами, отозвалась и в Галиции. Различные политические силы снова пытаются поделить между собой этот благодатный край. В 1908 году один из российских чиновников с тревогой писал: «Пока в Галиции живёт ещё русский дух, для России украинство не так ещё опасно, но коль скоро австро-польскому правительству удастся осуществить свою мечту, уничтожив всё русское в Галиции и заставить на веки забыть о некогда существовавшей Червонной Православной Руси, тогда будет поздно и России с врагом не справиться».
В 1914 году Россия укрепляет свое присутствие в Галиции, освобождая ее восточную часть от австро-венгерских войск. Однако в 1921 году Галичины лишается и Россия, и Австрия. По Рижскому договору практически вся ее территория отходит к Польше. Обязуясь по договору обеспечивать украинцам равные наряду с поляками права, тем не менее, правительство Польши не выполняет своих обещаний. В ответ на это почти два десятилетия украинское освободительное движение терроризирует польское руководство своими боевыми вылазками.
В конце 1930-х годов Галиции предстояло пережить раздел своих территорий между СССР и Германией, а во время Второй мировой войны вхождение в состав немецкого Генерал-губернаторства. И только весной 1944 года ситуация стабилизируется – Галиция целиком возвращается в состав Украинской ССР.
Современная Галичина это смешение многих культурных и национальных традиций. Сегодня здесь живут как большие этнические группы – украинцы, поляки, евреи, так и малые этносы – русины, лемки, бойки. В силу своего исторического развития Галичина всегда тяготела к Западу, что создавало определенные сложности в ее интеграции с восточной Украиной. Этот факт в своей предвыборной программе учитывал Виктор Ющенко, обещая галичанам скорое и гарантированное вступление в Евросоюз.
Скрытый текст. Необходимо зарегистрироваться.